Отец Михаила Нестерова, купец из Уфы, когда увидел, что сын совершенно не приспособлен к купеческому делу, разрешил ему самому выбрать свой путь. Но при этом заявил, что признает в нем настоящего художника лишь тогда, когда его работу купит
Павел Третьяков для своей коллекции. Первой картиной Нестерова, которую приобрел Третьяков, как раз и стал
«Пустынник». Причем меценат и галерист купил полотно еще до начала XVII Передвижной выставки 1889 года, на которой «Пустынник» должен был быть представлен. Примечательно, что некоторые участники тоже написали картины на схожие темы. Например,
Григорий Мясоедов изобразил пустынножителя. Правда, в лесу и летом. Увидев же работу Нестерова, бросился к своей картине и начал в ней что-то поправлять. А потом и вовсе снял ее с выставки.
«Пустынника» считают шедевром даже те, кому творчество Нестерова чуждо.
Модель
Своего «Пустынника» Михаил Нестеров писал с конкретного человека – монаха Гордея, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Он часто видел его на утренней службе, любовался его спокойным, добрым лицом. Но подойти и попросить «попозировать» не решался. А однажды на службе приметный старичок не появился. Нестеров принялся расспрашивать: «Кто он? Где он?». Художнику ответили, что то был отец Гордей, и он недавно помер. Кинулся к альбому, пытаясь зарисовать запомнившийся образ. Да ничего не вышло – не таким был монах Гордей.
Но однажды, когда Нестеров вновь пришел к утрени в собор, он опять увидел своего монаха. Тут уж не стал испытывать судьбу дважды: сразу после службы принялся уговаривать отца Гордея ему позировать. Старичок оказался крепким и правильным. Все отнекивался, ссылаясь, что, мол, гордыня все это, не богоугодное занятие и грех. Нестеров от него не отставал, приводя в пример портреты митрополитов. Неужели, сами митрополиты уж такие грешники, раз разрешали с себя портреты писать? В конце концов, отец Гордей сдался. Нестерову хватило двух сеансов по два часа каждый.
Суриков и лик монаха
Лицо своего Пустынника Нестеров переписывал около двадцати раз. А виной тому… восхищение картиной
Василия Сурикова. Да-да, именно восхищение. Сурикову так понравился создаваемый Нестеровым образ, что он посоветовал художнику «добавить живописи в лицо Пустынника». Мол, тогда картина и вовсе станет гениальной. И Нестеров добавил. В результате потерял то уникальное выражение лица монаха, которым так дорожил. Переписывал потом его раз за разом, пока не вернулся к устроившему варианту. После этого в ходу у Нестерова появилась поговорка:
«Я не живописец. Я – художник!»Елочка
Тоненькое деревце в левой части картины – особый штрих многих пейзажей Нестерова. Правда, на других картинах он предпочтет писать осинки (
1,
2,
3). Елочка же на полотне «Пустынник» призвана показать хрупкость жизни и при этом ее вечную новизну и юность.
Время года
Пейзаж, изображенный Нестеровым, можно при невнимательном взгляде оценить как весенний: ранняя весна, когда снег еще не сошел с полей. Тем не менее, художник изобразил осень. И яркое указание времени года – ветка рябины с красными ягодами.
Два Пустынника
Нестерову настолько понравился образ Пустынника, что он написал две картины, где главенствует лицо монаха Гордея. На первой картине он
изображен по колено, и это полотно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Второй, главный, Пустынник – в Третьяковской галерее в Москве.
Деньги
За картину «Пустынник» Павел Третьяков заплатил Михаилу Нестерову 500 рублей. На эти деньги художник впервые поехал за границу, в Италию, где пробыл около двух месяцев.
Автор: Елена Сироид