Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Солдат на коне

Предложить название
1911, 99.1×87 см • Масло, Холст  • 

Описание картины «Солдат на коне»

"Солдат на коне" входит в так называемую "солдатскую серию" Ларионова ("Курящий солдат", "Утро в казармах").

В Первую мировую войну Ларионов был мобилизован, служил в чине прапорщика, в Восточной Пруссии поручил ранение, после которого восстанавливался несколько месяцев в госпитале. Солдатский быт Ларионов пишет, не разделяя происходящее на "высокую и низкую" сферы. "Отдыхающего солдата"  он даже иронично сравнивает с возлежащей Венерой. Этот мир у Ларионова простодушен, грубоват (надписи на заборах и стенах – явно не цитаты из Екклесиаста), но при этом бесконечно добр и честен.

Опора на национальные корни – одна из особенностей русского неопримитивизма. Если французские примитивисты искали вдохновения в Африке и Полинезии, то русские художники обращались к народному творчеству, лубку, ярмарочному искусству. Вторая важная особенность: русский неопримитивизм – ни в коем случае не стилизация. Это не салонная игра "представим, что мы – как они", это искреннее выражение народной эстетики. Мы встречаем отголоски неопримитивизма в работах Шагала ("Ложка молока"), Бурлюка ("Крестьянка и лошадь"), Малевича ("На даче")

Композиция "солдат – конь" здесь кажется игрушечной: такие игрушки продавались на ярмарках. На примитивистских картинах Ларионова нередко встречаются надписи - это отголоски эстетики городских вывесок: печатные и прописные буквы, знаки, цифры. И здесь полуигрушечные солдат и конь словно подписаны буквами «с» и «к», «е» удивительным образом повторяет фигуру самого всадника (Ларионов нередко в картинах этого периода прибегает к подобному принципу сопоставления), слева – словно знак перекрученной подковы, возможно, символизирующий мотив несостоявшегося движения.

И действительно, картина вроде бы должна показывать движение, но никакого движения здесь нет, изображение словно остановлено в пространстве. И даже без «словно» – обратим внимание на то, что перед вздыбленной лошадью большой пенек, который явно препятствует движению. Фигура солдата напряжена, на его лице – ни тени раздумий: похоже, он и не в курсе, что дорогу им что-то перекрывает. Кстати, позади видно дерево, каким-то образом всадник на лошади его объехал. Велико подозрение, что заслуга в том коня, которому и с пеньком этим придется самому разбираться.

Морда коня с выражением кроткой покорности направлена вниз. В отличие от солдата, конь явно следит за дорогой. Кажется, дело было так. Солдату отдан приказ «ехать», он седлает коня, а дальше – дело коня искать дорогу… При этом мягкий ироничный взгляд художника не несет в себе никакого пренебрежения. Он видит солдатский мир таким, каков он есть, и принимает его.

Автор: Алена Эсаулова

Читать всю аннотациюСвернуть
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Стиль и техника: Примитивизм (Наив), Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Автопортрет с женой Марусей
  • Чаепитие
  • Игроки
Стиль: 83 Примитивизм
1 224 работы • 0 комментариев
  • Глядь, поглядь, уж близко Вислы...
  • Голова крестьянина
  • Крестьянка
Русский примитивизм (неопримитивизм)
11 работ • 0 комментариев
  • Портрет Ларионова
  • Портрет женщины
  • Портрет художника
Русский авангард
9 работ • 0 комментариев
  • Курящий солдат
  • Кацапская Венера
  • Еврейская Венера
Ларионов
6 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Чаепитие
0
Чаепитие

1948, 27×34 см
Портрет женщины
1
Портрет женщины

Курящий солдат
1
Курящий солдат

1910-е , 99×72 см
Автопортрет с женой Марусей
0
Автопортрет с женой Марусей

Начало XX века, 40×50 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.