"Солдат на коне" входит в так называемую "солдатскую серию" Ларионова (
"Курящий солдат",
"Утро в казармах").
В Первую мировую войну Ларионов был мобилизован, служил в чине прапорщика, в Восточной Пруссии поручил ранение, после которого восстанавливался несколько месяцев в госпитале. Солдатский быт Ларионов пишет, не разделяя происходящее на "высокую и низкую" сферы.
"Отдыхающего солдата" он даже иронично сравнивает с возлежащей Венерой. Этот мир у Ларионова простодушен, грубоват (надписи на заборах и стенах – явно не цитаты из Екклесиаста), но при этом бесконечно добр и честен.
Опора на национальные корни – одна из особенностей русского неопримитивизма. Если французские примитивисты
искали вдохновения в Африке и Полинезии, то русские художники обращались к народному творчеству, лубку, ярмарочному искусству. Вторая важная особенность: русский неопримитивизм – ни в коем случае не стилизация. Это не салонная игра "представим, что мы – как они", это искреннее выражение народной эстетики. Мы встречаем отголоски неопримитивизма в работах Шагала (
"Ложка молока"), Бурлюка (
"Крестьянка и лошадь"), Малевича (
"На даче")
Композиция "солдат – конь" здесь кажется игрушечной: такие игрушки продавались на ярмарках. На примитивистских картинах Ларионова нередко встречаются надписи - это отголоски эстетики городских вывесок: печатные и прописные буквы, знаки, цифры. И здесь полуигрушечные солдат и конь словно подписаны буквами «с» и «к», «е» удивительным образом повторяет фигуру самого всадника (Ларионов нередко в картинах этого периода прибегает к подобному принципу сопоставления), слева – словно знак перекрученной подковы, возможно, символизирующий мотив несостоявшегося движения.
И действительно, картина вроде бы должна показывать движение, но никакого движения здесь нет, изображение словно остановлено в пространстве. И даже без «словно» – обратим внимание на то, что перед вздыбленной лошадью большой пенек, который явно препятствует движению. Фигура солдата напряжена, на его лице – ни тени раздумий: похоже, он и не в курсе, что дорогу им что-то перекрывает. Кстати, позади видно дерево, каким-то образом всадник на лошади его объехал. Велико подозрение, что заслуга в том коня, которому и с пеньком этим придется самому разбираться.
Морда коня с выражением кроткой покорности направлена вниз. В отличие от солдата, конь явно следит за дорогой. Кажется, дело было так. Солдату отдан приказ «ехать», он седлает коня, а дальше – дело коня искать дорогу… При этом мягкий ироничный взгляд художника не несет в себе никакого пренебрежения. Он видит солдатский мир таким, каков он есть, и принимает его.
Автор: Алена Эсаулова