Регистрация
Анонимный опрос от Артхива. Помогите нам сделать проект лучше

Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус

Живопись, 1906, 54×44 см

Описание картины «Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус»

Портрет Зинаиды Гиппиус выполнен на склеенном листе бумаги. Художник сделал набросок, он удивительно удался, Бакст пожелал именно его превратить в окончательный вариант, и ему пришлось подклеить лист, потому что (тут девушки могут испытать острый приступ зависти) иначе не удавалось правдоподобно изобразить бесконечно длинные и бесконечно красивые ноги Зинаиды Гиппиус.

А каков костюм! Сегодня сложно понять, до чего скандальным и неприличным был ее откровенно мужской облегающий костюм. Да еще и вызывающая поза, ну и те самые бесконечные ноги… Кстати, знаменитая декадентка Серебряного века была очень красивой женщиной. Зеленые глаза, копна светло-рыжих волос, изящная гибкая фигура. Принцессой Грёз с улыбкой Джоконды ее называл Александр Бенуа, Зеленоглазой наядой – Блок, Белой дьяволицей – Мережковский, а Игорь Северянин – Златоликой скандой. При этом сама Гиппиус любила подписывать свои статьи и стихи мужскими именами.

Как правило, Бакст быстро заканчивал портреты (исключение – портрет Дягилева, над которым художник работал два года). Казалось, он моментально ухватывает самую суть модели. В этом портрете его психологизм и мастерство физиономиста проявлены в полной мере. Эстетка, «безумная гордячка», дитя своей эпохи Зинаида Гиппиус на этом рисунке предстает перед нами резкой, язвительной, самоуверенной, тревожной. Павел Флоренский говорил о Гиппиус, что она «неизмеримо лучше, чем кажется», и считал ее ключевым качеством искренность и боязнь сфальшивить. Это внутреннее напряжение считывается с портрета Бакста не менее явно, чем внешняя самоуверенность. Поэтесса показана не в движении, но кажется очень стремительной – словно сама бакстовская линия. Вообще, линию можно назвать основой многих его портретов.

Бакст позволял себе ставить автограф в любом месте картины, не следуя общепринятому требованию подписывать работу в правом нижнем углу. В данном случае его подпись мы видим в верхнем левом углу.
В Третьяковскую галерею «Портрет Зинаиды Гиппиус» попал в 1920-м году – в рамках превращения всего частного в народное. Ранее он принадлежал известному московскому коллекционеру Сергею Кусевицкому, эмигрировавшему вскоре после революции.

Автор: Алена Эсаулова
от 1450 р.
Купить репродукцию
Мне нравится35 В подборку20
Обсудить
О работе

Вид искусства: Живопись

Сюжет и объекты: Портрет

Стиль: Модерн

Техника: Мел, Карандаш

Материалы: Бумага, Картон, Сангина

Дата создания: 1906

Размер: 54×44 см

Работа в подборках: 20 подборок

Другие работы этого художника
Все работы художника