Наверное, нет такой картины в арсенале Леонардо да Винчи, которая не была бы связана с какими-либо неясностями, загадками или тайнами. Так и в случае с алтарным образом
«Мадонна в скалах». Почему она существует в двух вариантах, один из которых хранится в парижском Лувре, а
второй – в Национальной галерее Лондона? Почему они написаны с разницей почти в четверть века? Это и многое другое – в описании картины да Винчи «Мадонна в скалах».
Кто заказал Мадонну?
В начале ХХ века в итальянских архивах обнаружен контракт, подписанный 25 апреля 1483 года. Одна из сторон в лице Леонардо да Винчи и еще двух художников - братьев Амброджио и Еванджелисты де Предисов – обязывалась выполнить заказ на написание алтарного образа для церкви Сан-Франческо Гранде, втором по величине после собора религиозном сооружении в Милане.
Срок окончания работ оговаривался конкретно: 4 декабря, через восемь месяцев, когда католики празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы (по григорианскому календарю). Вторая сторона – члены Братства Непорочного зачатия, куда входили представители наиболее уважаемых фамилий города – обязывалась выплатить художникам за выполненную работу 800 лир.
Но, как это довольно часто случалось с Леонардо, что-то пошло не так. Результат совершенно не соответствовал требованиям, прописанным в договоре. Так, на центральной панели заказчики ожидали увидеть Мадонну с Иисусом в окружении ангелов и двух пророков. А на боковых панелях – по четыре ангела с музыкальными инструментами, поющих хвалебные гимны.
Как видим, из всех задумок клиентов Леонардо оставил одну: Мадонну с младенцем. Вместо сонма ангелов и пророков он изобразил еще одного младенца – Иоанна Крестителя, плюс архангела Уриила. Даже боковые панели, предположительно принадлежащие кисти
Амброджио де Предиса, не соответствуют предписаниям: на них в музицировании упражняются лишь по одному ангелу вместо четырех (
1,
2). Стоит ли говорить, что и со сроками выполнения заказа да Винчи традиционно опоздал – года эдак на два?
Почему Леонардо не выполнил «Мадонну в скалах» согласно условиям контракта?
Некоторые исследователи предполагают, что художник всего лишь решил продолжить работу над уже ранее начатой картиной, решив, что она вполне впишется в рамки, оговоренные братством. Либо же рассчитывал, что заказчики не в силах будут отвергнуть его шедевр, лишь единожды взглянув на него, несмотря на расхождения во взглядах.
Но он не учел, что алтарный образ – не просто картина, задуманная чтобы поразить воображение своей искусностью и красотой. Алтарь призван выполнять совершенно конкретные функции и в полной мере отражать догматы заказавшей его церковной общины.
Примечательно, что несмотря на тяжбу с братством, в результате которой Леонардо пришлось даже обращаться к своему влиятельному покровителю – миланскому герцогу Лодовико Сфорца, – чтобы таки взыскать с клиентов причитающийся ему гонорар, сюжет и действующие лица второй картины, которая все же займет полагающееся ей место в алтаре церкви Сан-Франческо Гранде в начале 16 века, будут практически идентичными (теперь эта версия в Лондоне).
Различия присутствуют в нюансах: видимо, пойдя на уступки, Леонардо сделал лики Мадонны, младенцев и архангела неотмирными, словно залитыми лунным сияниям, плюс дорисовал нимбы. Богоматерь на лондонской версии выглядит отстраненной, лица обоих младенцев – не по возрасту взрослыми; исчез загадочный указующий перст архангела Уриила.
Надо полагать, более холодная, серьезная и менее земная «Мадонна в скалах» больше соответствовала представлениям братства об алтарном образе и должным образом настраивала на молитвенное предстояние. Теплая, наполненная нежностью и пасторальным очарованием луврская версия пропадет с радаров вплоть до 1625 года. О ее местонахождении и судьбе неизвестно ничего до момента, пока картина не засияла в королевской коллекции во Франции.
Ботанические символы на картине да Винчи «Мадонна в скалах»
Живописец интересовался практически всеми сферами науки и естествознания. Он исследовал анатомию человека, животных, геологию, формы растительной жизни. Все это добавляло искусности и реализма его работам, благодаря чему растения, окружающие персонажей картины, легко идентифицируются.
В традиции религиозной живописи различным цветам часто присваивались определенные значения, и они редко появлялись на картинах случайным образом. Верующие хорошо владели словарем растительных символов, и для просвещенных считывать их не составляло большого труда.
Так, с правой стороны от лика Богоматери изображен водосбор, иначе именуемый «голубкой Святого Духа». Над ее правой рукой – подмаренник.
«В английском языке это растение называют «постельной соломкой Богоматери» и традиционно ассоциируют с яслями, – сообщает историк Чарльз Николл. –
У ног младенца Христа мы видим цикламен, сердцевидные листья которого символизируют любовь и преданность, а под его коленом – розетку примулы, символ добродетели (недаром Верроккьо изобразил примулу в своей «Женщине с букетом цветов»). Еще одно знакомое растение мы видим за преклонившим колени святым Иоанном Крестителем. Это акант (Acanthus mollis), который традиционно сажают на могилах. Акант – символ воскресения, поскольку ранней весной у него очень быстро отрастают блестящие зеленые листья. На скальных карнизах Леонардо изобразил зверобой. Мелкие красные пятнышки на желтых лепестках этого растения символизируют кровь святого Иоанна Крестителя».Что касается топографических нюансов – скал и грота на заднем фоне – то их совершенство отметила профессиональный геолог и одновременно специалист по Ренессансу Энн Пиццоруссо, изучавшая картину в 1996 году. Ее вердикт мастерству да Винчи звучал так:
«Геологический шедевр, в котором Леонардо с особой точностью воспроизводит сложные географические формации».
Почему рядом с Мадонной в скалах есть архангел Уриил, но нет Иосифа?
Основой для сюжета картины послужило жизнеописание Иоанна Крестителя, составленное в 15 веке неким Доменико Кавалькой. В нем повествуется о том, что во время встречи младенцев Иоанна и Христа в пустыне, последний находился под покровительством архангела Уриила.
Что касается Иосифа, мужа Марии, Чарльз Николл в книге «Леонардо да Винчи. Загадки гения» отмечает, что его отсутствие не выглядит случайностью, поскольку на всех картинах с участием Святого семейства живописец исключает Иосифа. Так, на разных версиях
«Мадонны с младенцем и святой Анной» Леонардо заменяет Иосифа бабушкой, матерью Марии.
«Не нужно быть фрейдистом, чтобы почувствовать глубокую психологическую подоплеку подобного подхода», - пишет автор, намекая, вероятно, на особый статус Леонардо в семье отца, сера Пьеро, который принимал участие в его жизни, хоть и не признавал незаконнорожденного сына своим наследником.
Другой исследователь жизни и творчества да Винчи – писатель Росс Кинг – обращает внимание на женственность внешности ангела Уриила и считает, что моделью для его написания
«почти наверняка служила женщина». Зато о том, кто был моделью для написания Мадонны, он не спешит делать выводы:
«Впрочем, вопрос о половой принадлежности модели запутался еще сильнее, когда под слоем краски на другой работе Леонардо, лондонском варианте «Мадонны в скалах», был обнаружен ранее неизвестный рисунок. Это портрет Богоматери, и черты Ее в точности совпадают с чертами Филиппа из «Тайной вечери» – из этого можно заключить, что для образов Марии и апостола Леонардо использовал один и тот же набросок и одну и ту же модель. Вопрос о том, женщина это или мужчина, остается открытым».
Автор: Наталья Азаренко