Описание картины «Портрет жены художника Юлии Павловны Маковской»
Портрет Юлии Маковской, второй жены и главной музы художника – один из множества написанных Константином Маковским. По воспоминаниям их сына, известного искусствоведа Сергея Маковского, история создания этого портрета в стиле модерн такова. Мама, надев красный бархатный капот и повязав волосы голубой лентой (под цвет чулок), поднялась к мужу в мастерскую. Но он был увлечен работой над какой-то картиной и отмахнулся от нее. Чисто по-женски надувшись из-за невнимания мужа, Юлия села в кресло, взяла со стола какую-то книгу и рассеянно начала разрезать страницы специальным ножом из слоновой кости. Маковский через время обернулся и ахнул, пораженный красотой, элегантностью и настроением открывшегося ему зрелища. Немедленно на одном из мольбертов был установлен чистый холст, и в три сеанса художник написал свою любимую модель.
Молодая женщина на портрете завораживает великолепно переданным состоянием несколько сонной неги, чувственной, но не нарочитой, а мягкой, естественной женственности, милой капризности. Струящееся платье, пышные оборки, слегка растрепанные кудри, полураскрытые губы, рассеянный взгляд, гладкая шея, расслабленные кисти рук и изящные ножки в туфельках с зауженным носком, – здесь прекрасно абсолютно всё. Есть версия, что этот портрет вдохновил Илью Репина
написать свою (тоже, кстати, юную) жену похожим образом.
Другие известные изображения Юлии Маковской, сделанные ее мужем:
1,
2,
3,
4. Маковский писал Юлию и
с детьми, которые тоже были любимыми его моделями. Справедливости ради, третью жену,
Марию Матавтину и
детей от нее он тоже писал, но искусствоведы едины в том, что главной музой Константина Маковского стала Юлия, его вторая жена.
Автор: Алена Эсаулова