Париж, бульвар Капуцинок – это место, где когда-то находился монастырь женской ветви Ордена Капуцинов. В истории импрессионизма он примечателен еще и тем, что в 1874 году в ателье Надара, на бульваре Капуцинок, 35
прошла первая выставка импрессионистов.
Впервые в Париже Коровин побывал в начале 1900-х благодаря
Савве Мамонтову. С тех пор практически каждый год, иногда и чаще он приезжал во французскую столицу (которая в ту пору была и столицей современного искусства). А после революции эмигрировал в Париж, но это уже другая история. Он очень любил Париж!
Константин Коровин создал прекрасную серию с условным названием «Огни Парижа». В нее входит около двух десятков картин с изображениями ночного Парижа, освещенного огнями витрин и фонарей. В том числе есть и
более ранняя версия «Бульвара Капуцинок» (1906 год).
Конечно, в выборе объекта он не оригинален. Париж – любимая модель многих художников. В первую очередь, глядя на коровинские бульвары, вспоминаем об одноименных картинах Клода Моне (
1,
2). Французы провозгласили главными героями своих картин свет и цвет. Преломление световых лучей, цветовые контрасты, сияние, эффекты – вот что в первую очередь их интересовало. Они стремились передать разнообразные впечатления от мимолетных наблюдений при разном освещении, поэтому куда чаще писали дневное время – будь то рассвет, день или сумерки. Хотя бывали и исключения: например, Камиль Писарро и его
«Бульвар Монмартр. Ночь». Но все же чаще всего картины импрессионистов освещены солнцем – иногда ярким, иногда заходящим или спрятавшимся за облаками.
В 80-е годы в разговоре с коллегами-художниками Константин Коровин как-то обронил, что дневные пейзажи – изученный этап, художники со всех сторон уже освоили, что такое солнечный свет. А вот писать ночь – это ново, это «тайна ночи» (
1,
2). Ее-то он и стремился постичь. Впрочем, не он первый. Если импрессионисты предпочитали дневной свет, то постимпрессионист Ван Гог всемирно известен своими легендарными «ночами» (
1,
2,
3). А в русской живописи путь «в ночь» был проложен большим любителем ночных пейзажей Архипом Куинджи (
1,
2,
3).
Ночной Париж, как правило, Коровин пишет мелкими разнонаправленными мазками, очертания предметов и людей едва намечены. «Бульвар Капуцинок», как и многие другие парижские картины, художник нам показывает сверху. По всей вероятности, он любил устроиться на балконе отеля и писать. Колористика и динамика в данном случае более сложные, чем в предыдущем, раннем «Бульваре Капуцинок». Если в работе 1906 года колористический центр четко выделен и задан угловой освещенной витриной, то в версии 1911 года уже нет той однозначности, картина очень динамичная, она передает то, что называют дыханием города. Благодаря горизонтальной композиции (в противоположность вертикальной в предыдущей версии) мы видим не только бульвар, но весь шумный перекресток. Это время появления первых легковых автомобилей. В людской толчее различимы и машины, и лошади, и пешеходы. Вечернее освещение делает город особенно нарядным и при этом он остается повседневным, это не праздничная версия Парижа для «понаехавших», таков он изнутри, таким он, наверное, предстает на взгляд парижанина. И, похоже, очень нравится будущему парижанину Константину Коровину – а заодно и тем, кто имеет возможность любоваться коровинскими «Огнями Парижа».
Кстати, Париж при свете дня в работах Коровина тоже великолепен (
1,
2)...
Смотрите также: - собрание картин
"Франция на картинах Константина Коровина"- подборка
"Бульвар Капуцинок в живописи"
Автор: Алена Эсаулова