«Мальчики на пляже» — пожалуй, самая знаменитая работа условной детско-пляжной серии картин Хоакина Сорольи. Награды различных конкурсов он получал за масштабные полотна на исторические и социальные темы, выполненные чаще всего в темных красках и реалистичной манере. Но в историю мировой живописи Соролья вошел под неофициальным званием
«художник света из Валенсии» — именно благодаря ярким импрессионистским картинам, изображающим его родной солнечный город и его обитателей.
Тема детей в воде прослеживается в творчестве Сорольи начиная с рубежа столетий. В 1899 году художник написал
«Печальное наследие» (Гран-при Всемирной выставки в Париже 1900 года), где изобразил купание в море детей, пострадавших в результате эпидемии полиомиелита в Валенсии. К социальным проблемам он больше не обращался, зато создал множество полных света и радости картин, героями которых стали резвящиеся в воде ребятишки (
«Дети на берегу моря» (1903),
«Полдень на пляже в Валенсии» (1904),
«Морская идиллия» (1908) и др.).
«Мальчиков на пляже» Соролья написал в 1909 году во время трехмесячного пребывания в Валенсии. Художник приехал в родной город после длительной успешной поездки по США (три персональные выставки, в Нью-Йорке продано 195 картин,
портрет президента Тафта в Белом доме) и самозабвенно работал на пленэре.
Герои картины «Мальчики на пляже» лежат на песке без одежды. До Сорольи тему обнаженной детской натуры на открытом воздухе прорабатывали другие авторы, в числе которых —
Джон Сингер Сарджент. Художники приятельствовали: Соролья презентовал Сардженту один из эскизов к «Печальному наследию», а Сарджент, в свою очередь, участвовал в подготовке персональной выставки Сорольи в 1908 году в Лондоне, где тогда жил.
В 2006–2007 годах в Мадриде и Париже проходила большая выставка работ двух авторов, которая прослеживала, среди прочего, взаимовлияние живописцев. Бесспорно, что в «Мальчиках на пляже» Соролья значительно превзошел американского коллегу (можно сравнить с картиной Сарджента
«Обнаженный мальчик на пляже»).
Испанец сумел не просто мастерски выписать мокрые обнаженные тела, «переливающиеся» на солнце. Он создал очень достоверную сценку на пляже, передающую ощущение детской непринужденности, и при этом — идеально сбалансированную композицию. Соролья максимально приблизил зрителей к изображению, сделав огромный акцент на переднем плане и вынеся линию горизонта за пределы картины. Все наше внимание сосредоточено на мальчиках, лежащих у кромки воды. Тело ближайшего к зрителям ребенка расположено по диагонали, что вовлекает нас «внутрь» холста. Повернутое от нас лицо переключает внимание на второго, улыбающегося мальчика, и наконец взгляд останавливается на третьем ребенке, который лежит параллельно верхней границе полотна.
Степень расслабленности в позах мальчиков растет по мере удаления от зрителей и увеличения интенсивности цветов: от напряженного первого ребенка — бледного со светлыми волосами, до абсолютно расслабленного третьего — темноволосого с бронзово-красным загаром. Солнечные блики на первом, самом «сухом», мальчике переданы матово-белыми слоями краски; на втором, который частично погружен в воду, они светлее и интенсивнее; полностью мокрый мальчик на заднем плане просто сияет на солнце.
С помощью выразительных — широких и длинных — мазков с бирюзовыми, синими, фиолетовыми и розовато-лиловыми оттенками художник «ловит» движение воды вокруг детей. Кроме того, он мастерски выписывает тени на воде и мокром песке.
«Мальчики на пляже» — пример виртуозной передачи света на картине. Традиционно полотно относят к импрессионистскому периоду творчества Сорольи. Однако его техника значительно отличается от приемов французских коллег: мазки четче, фигуры более натуралистичны. В работе явственно проступает индивидуальный стиль и уверенность зрелого мастера.
В 1919 году Соролья пожертвовал «Мальчиков на пляже» Испанскому музею современного искусства, а оттуда они в 1971-ом «перекочевали» в Прадо. Любопытно, что светлого мальчика с этой картины «скопипастил» художник Николай Богданов-Бельский. Русский автор, который тоже много внимания уделял детской теме, поместил точную копию сорольевского ребенка на первый план своей работы
«Купание коней» (1939).
Автор: Лариса Кузора