Описание картины «Хождение по водам»
Иван Константинович Айвазовский — гениальный художник-маринист, и именно с этой стороны он наиболее известен в мире. Однако в своем творчестве он не раз обращался и к другим источникам вдохновения. Из огромного, насчитывающего более шести тысяч произведений творческого наследия великого мастера немало картин посвящено религиозной тематике. К примеру, картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов.
Религия была важной частью жизни глубоко верующего живописца, но даже при создании шедевров на библейские темы он не изменял своему основному призванию — мастерскому изображению водной стихии. Практически на каждом своем полотне он старался изобразить водную гладь или бушующие волны, если это было оправдано сюжетом. Зачастую им отводилась большая часть холста, даже если это не соответствовало названию произведения.
Описание картины Айвазовского «Хождение по водам»
В случае с этой работой великого художника, изображенные на полотне морские волны не являются сюжетным центром. Внимание зрителей моментально приковывает к себе фигура Христа, освещающая все вокруг. Ослепительное сияние яркими бликами ложится на водную поверхность, лица людей в лодке и фигуру апостола Петра, протягивающего руки к Спасителю. Движение волн, изображенное очень натуралистично, подчеркивает ошеломляющую реальность происходящего и создает эффект присутствия для зрителей. Живости добавляет также изображение стекающих с весел и одежды Петра потоков воды — один из часто встречающихся приемов на картинах мастера.
Фигура Христа, как смысловой и композиционный центр произведения, проработана Айвазовским наиболее тщательно. Лицо, руки, складки одежды, движения ног изображены максимально подробно. Кроме того, эта часть картины колористически наиболее динамична: автор использует широкую палитру оттенков. Фигуры остальных героев картины, несмотря на то, что они находятся на переднем плане, едва намечены, лица прорисованы без особых подробностей. Для их изображения живописец использовал темные тона. Все это является отражением творческого метода художника, суть которого — в стремлении показать главное, скрывая второстепенные подробности.
На картине Айвазовского «Хождение по водам» сюжетный центр сосредоточен на Христе, чудесным образом передвигающимся по волнам. Все остальное, изображенное на полотне, создано как дополнение, поддерживающее основную идею. Живописец придерживался метода, когда второстепенные персонажи и части произведения прорабатываются лишь до той степени, пока они способствуют поддержанию смыслового центра. Этот прием, освоенный Айвазовским еще в самом начале его творческого пути, в какой-то степени позволял художнику управлять вниманием зрителей, заставляя их следовать за своей собственной мыслью и идеей.