войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Альтернативные названия: Садко в Подводном царстве
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Литературная сцена
Стиль: Реализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1876
Размер: 322×230 см
Работа в подборках: 182 подборки

Описание картины «Садко»

Картину «Садко» Репин написал в Париже. Получив Большую золотую медаль Академии художеств за картину «Воскрешение дочери Иаира», Репин получил право на пенсионерскую (то есть оплачиваемую Академией) поездку в Европу. Образ Садко написан с Виктора Васнецова, позже прославившегося в том числе в качестве автора сказочных сюжетов (и изобразившего своего "Садко").

Темой картины послужили новгородские былины о гусляре Садко, который разбогател при помощи морского царя. Его торговые корабли замерли посреди моря и, чтобы умилостивить морского владыку, Садко спустился на дно. На картине изображен момент, когда он по приказу морского царя выбирает себе жену в подводном царстве. Перед ним проходят роскошные красавицы, но по полученному от Миколы Можайского (впоследствии именуемого Николаем Чудотворцем) совету, Садко выберет простую русскую девушку Чернавку, которая видна в глубине картины.

Чтобы создать волшебное пространство подводного царства, Репин осмотрел морской аквариум Берлина, любовался морской флорой и фауной в Нормандии, побывал в Хрустальном дворце в Лондоне. Морское дно, по легенде, он писал в парижском океанариуме. Причудливой формы водоросли, удивительные рыбы, моллюски, морские звезды создают сказочную атмосферу. От проходящий перед Садко цепочки красавиц исходит сияние, они сами кажутся подводными сокровищами, ради которых стоило бы спускаться на дно морское. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу.

Одна из трактовок картины – проплывающие перед ним девушки олицетворяют разные страны и художественные течения, но душа героя лежит к простой русской девушке. Такую расшифровку предложил сам Репин, говоря о выборе Садко: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства». Здесь уместно вспомнить, что в 1874 году в Париже прошла первая выставка импрессионистов, и Репин на ней побывал. Он был очарован техникой, но по смыслу нашел новое течение «пустым». Впрочем, с этим не всё однозначно – не принимая «чистое искусство» как таковое, Репин время от времени пытался следовать его постулатам, порицая публицистичность критического реализма.

Впервые публика увидела «Садко» на Парижском салоне 1876 года. Появление ее прошло незамеченным во Франции, а вот в России за эту работу Репину было присуждено звание академика. Полотно сразу же приобрел великий князь Александр (будущий император Александр III). Между тем, сам художник был о картине невысокого мнения, считая ее безвкусной и пошлой. Впрочем, Репин и вообще был чрезмерно строг к себе и признавался, что видя свои картины на выставках и в музеях, чувствует себя «безнадежно несчастным», поскольку находит собственные творения бездарными.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии