Описание картины «Иветт Гильбер кланяется публике»
Тулуз-Лотрек был околдован кабаре и кафешантанами парижского квартала Монмартр. Он подружился со многими артистками и поспособствовал росту их популярности, создавая для них афиши и рекламные постеры. Пожалуй, самой известной из этих исполнительниц была Иветта Гильбер. В этом акварельном этюде для серии литографий «Альбом Иветты Гильбер» художник изобразил певицу в её «фирменном» наряде – простом зелёном платье с глубоким V-образным вырезом спереди и сзади, а также в чёрных длинных перчатках. О них сама Иветта писала: «Чёрные перчатки – это символ изысканности, который я могла внести в эту хулиганскую и немножко простецкую атмосферу».
Иветта Гильбер (настоящее имя – Эмма Лаура Эстер Гильбер) была подлинной иконой Парижа эпохи Fin-de-siècle, выступавшей в таких заведениях как «Японский диван» и «Мулен Руж». С Тулуз-Лотреком она познакомилась в начале 1893 года через писателя Мориса Донне и стала одной из его любимых моделей. На этом портрете художник «поймал» её на авансцене – певица небрежным жестом придерживает закрывающийся занавес и готовится присесть в реверансе перед аплодирующим залом.
Гильбер закончила курсы декламации, но стала петь в кафешантанах и кабаре, не удовлетворившись третьестепенными ролями в театре. При этом она не обладала традиционной красотой – была высокой, худой и курносой – и хорошим голосом, но умело использовала свои недостатки, чтобы выделиться среди своих более одарённых коллег-артистов. По воспоминаниям современников, Иветта не пела, а, скорее, проговаривала свои песни. Но её уникальная манера исполнения «пронизывала туман из дыма, алкогольных паров и дыхания», – писал критик Гюстав Жеффруа в «Альбоме» Тулуз-Лотрека.
Своим успехом Иветта Гильбер во многом была обязана Леону Ксанрофу и Аристиду Брюану, который писали для неё песни, но иногда она исполняла и собственные сочинения. Часть из них была посвящена трагической любви выходцев из парижских низов, другие поражали дерзкими текстами, полными непристойных намёков. Во время гастролей по Италии, США и Англии, начавшихся в 1895 году, она шокировала публику контрастом между своей измождённой декадентской внешностью и дерзкими песенками.
Тулуз-Лотрек не стремился скрыть недостатки внешности Гильбер. Напротив, он до карикатурности преувеличивал её неуклюжую фигуру и вздёрнутый нос, чтобы подчеркнуть индивидуальность своей модели. И хотя сама певица не слишком ценила его манеру (например, на этом портрете ей примерно 26 лет!), тем не менее, альбом литографий значительно повысил её узнаваемость и известность.