Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (
фр. Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, 24 ноября 1864, Альби – 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) – французский художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов.
Особенности творчества художника Анри де Тулуз-Лотрека: художественный мир работ Тулуз-Лотрека, замкнутый, тесный, многолюдный, шумный, циничный, печальный и страстный, узнается безошибочно. Монмартрские звезды, певцы уличных песенок, танцовщицы кабаре, клоунессы, артисты цирка, проститутки, швеи, прачки, рыжие и белокожие. Тулуз-Лотрек, под влиянием японской гравюры, увлекается литографией – и создает рекламные плакаты для увеселительных заведений, впервые в западной истории доводя этот жанр до уровня произведения искусства. Артисты, для которых Лотрек рисовал и печатал плакаты, просыпались знаменитыми после ночной расклейки афиш в Париже.
Известные картины Анри де Тулуз-Лотрека: «Аристид Брюан в Амбассадоре»,
«Клоунесса Ша-Ю-Као»,
«Иветт Гильбер кланяется публике»,
«Танцы в Мулен-Руж»,
«Японский диван».
Образ Анри де Тулуз-Лотрека окружает такое количество легенд и домыслов, что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание. Взамен же предлагают жалкие оправдания гению: был алкоголиком, потому что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником, в конце концов, стал потому, что был ужасен собою.
Сам Лотрек наверняка предпочел бы парочку легенд этим унизительным оправданиям. Например, о том, что он всегда носил в кармане мускатный орех – чтобы добавить в придуманный на ходу алкогольный коктейль. Тулуз-Лотрек получал огромное удовольствие, накачивая друзей виртуозными смесями портвейна с абсентом, к примеру. Друзья в ответ приглашали его барменом и декоратором на свои вечеринки. Он десятки раз был влюблен, взаимно и безответно, и всегда находил способ проявить свои чувства, прямо или эксцентрично. Не смея говорить и мечтать, он придумывал, как обладать по-другому: на ступнях Мизии Натансон, жены одного из друзей, он мог часами рисовать воображаемые пейзажи сухой кистью. Она все это время делала вид, что читает, прижавшись к дереву в саду.
Проститутки из лучших домов терпимости носили цветы ему в мастерскую и позволяли рисовать себя в любое время дня и ночи – спящими, задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские игры, нежными и вызывающими. Он был их принцем из сказки и устраивал завтраки с дорогим вином и сладостями.
Он любил женщин с рыжими волосами и высоких крепких мужчин. Художника смешило, когда рядом с ним по парижским улицам прогуливался кузен сантиметров на 40 выше него. Судьбу Анри де Тулуз-Лотрека, наследника богатого аристократического рода, определило тело и потому он везде искал телесность как проявление сущности человека. И находил.
Ноги
Лотреку оставалось жить несколько месяцев, он приехал умирать к матери, графине Адель, после дорогого сумасшедшего дома для богатых, после приступов белой горячки, паралича и полного отчаянья. 37-летний художник тогда уже практически не мог писать, садился отдыхать после каждого мазка.
«Живопись не сделала мои ноги длиннее», - мрачно заявлял он. Да, все было с точностью до наоборот: это короткие ноги сделали живопись Лотрека уникальной и открыли новый взгляд на внешнюю привлекательность в искусстве.
Маленький Анри был блестящим учеником, во многих дисциплинах занимал первые места в школьных рейтингах, хотя из-за болезней и длительных реабилитаций на южных курортах часто пропускал по полгода занятий. Потомок избалованных, взбалмошных, изнеженных аристократов, Анри наверняка успешно прожигал бы жизнь и деньги на охоте, балах и скачках, если бы вырос высоким красавцем. Но наследственная болезнь, хрупкие кости, переломы ног, приводившие к изматывающим процедурам и месяцам неподвижности, заставили мальчика искать другие источники радости. Рисунок уже тогда подростку Анри давал внутренние силы и ощущение полноты жизни.
Огромное количество женских портретов кисти Лотрека – это портреты их ног (
1,
2,
3,
4). Безумный, бесстыдный, бешено популярный, страстный канкан тому способствовал, конечно. На афишах и живописных портретах Тулуз-Лотрека именно женские ноги часто задают динамику, прочерчивают композицию, ведут за собой взгляд зрителя.
Губы
Когда отец Тулуз-Лотрека, граф Адольф, понял, что не дождется от сына подвигов на охоте, оставалось только научить его рисовать лошадей.
«Только малевать ты их теперь и можешь…» - с горечью заявил он неудавшемуся наследнику.
Разочарованный отец не мог сделать сыну большего подарка – он нашел ему глухонемого учителя рисования. Анималист Рене Пренсто был глух от рождения, но при этом получил высшее образование, занимался гимнастикой, ходил на балы и с успехом выставлялся в Салоне. Он научился говорить и читать по губам речь собеседника – потрясающий пример для отчаявшегося подростка, методично вычеркивающего из своей воображаемой взрослой жизни семью, любовь, детей, удовольствия и славу.
Уроки по анатомии лошади или собаки в мастерской Пренсто Лотрек усвоил так же хорошо, как и уроки жизнелюбия и силы воли. Позже он с радостью обнаружит плаванье как единственный доступный вид спорта, он купит однажды гимнастический тренажер и в промежутках между рисованием будет наслаждаться возможностями своего тела. Лотрек всю жизнь считал себя художником-любителем, сравнивая свои работы с картинами
Дега и
Ван Гога. При том, что признание и слава приходили к художнику быстрее и проще, чем к его кумирам. Он принимал участие в Бельгийских выставках «Группы двадцати», в художественной выставке «Салон ста» в Париже, каждый год в течение 8 лет присылал живописные картины на Салон независимых, первым начал рисовать такие плакаты, которые парижане по ночам срывали со стен и коллекционировали.
Руки
Лотрек терпеть не мог, когда на портрете были небрежно прописаны руки человека. Он был уверен, что руки часто скажут больше, чем лицо. На пианистов и хирургов он смотрел с восторгом и благоговением, а черные перчатки на руках знаменитой певицы Иветт Гильбер стали благодаря Лотреку ее визитной карточкой (
1,
2,
3). Он умел это – найти нужную деталь и создать медийный образ, который начинал жить отдельно от своего настоящего прототипа.
Красные чулки королевы Мулен Руж, главной танцовщицы канкана Ла Гулю!
Красный шарф и широкополая шляпа Аристида Брюана, владельца кабаре «Мирлитон»!
Строгие платья и шляпки самой целомудренной и образованной танцовщицы Джейн Авриль!
Когда Анри перебрался жить на Монмартр, в сердце парижской богемной жизни, возмущенные родители на несколько лет лишили его содержания. Но с деньгами или без них, Тулуз-Лотрек всегда находил крышу над головой и повод выпить. Он был своим человеком во всех знаменитых увеселительных заведениях – хозяева кабаре по несколько месяцев кормили и поили его бесплатно за подаренную заведению новую картину. И его абсолютно устраивал такой бартер.
Глаза
Друзья, которые давно знали и любили Анри, переставали замечать его внешнюю особость. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника. Да он и сам мог врезать пощечину или забористо обругать человека, в глазах которого видел насмешку.
На самом деле, стоило с Лотреком сойтись поближе – и всякие границы и необходимость в жалости исчезали. Его глаза были устроены его телом. Он рисовал самые остроумные карикатуры на себя самого и завел собаку, толстенького кривоногого бульдога, в котором даже самые заботливые друзья обнаруживали сходство с хозяином. Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство и не задумывались о правах падших, о возможностях инвалидов, Лотрек уже видел их равными себе: проституток, лесбиянок, пьяниц, безумцев и нищих художников.
Автор: Анна Сидельникова