«Художника в мастерской» искусствоведы чаще всего используют, чтобы проиллюстрировать влияние на Геррита Доу его учителя –
Рембрандта ван Рейна. Эту панель сравнивают с
одноимённой работой последнего, написанной примерно в 1628 году. Именно тогда Доу, которому ещё не исполнилось и 15-ти лет, стал первым учеником 21-летнего Рембрандта.
Тонкое, свободное наложение краски, пурпурно-коричневое одеяние натурщика и зеленовато-голубой оттенок скатерти характерны для раннего стиля Доу. Многие объекты – раскрытая книга, глобус, перо и чернильница – появляются на других его работах того же периода, таких как
«Мужчина, пишущий у мольберта» или
«Учёный, прервавший письмо». «Художник в мастерской» имеет много общего с последней работой, особенно в плане использования светотени, которая создаёт практически ощутимую атмосферу, обволакивающую фигуру и объекты.
Один из исследователей определил юношу на картине как Рембрандта, второй – как самого Доу, однако на деле он не имеет внешнего сходства ни с тем, ни с другим. Картины учителя и ученика объединяют монохромная палитра, оживлённая голубовато-зелёной полосой, особая манера нанесения краски и выраженный контраст света и тени. На обоих портретах художник держит палитру и кисти, а мольберт повёрнут от зрителя. Авторы изображают не конкретного человека, а предлагают обобщённый образ Живописца.
Некоторые ранние произведения Доу настолько близки по стилю к Рембрандту, что временами даже возникала путаница в авторстве. Отчасти она вызвана тем, что учитель и ученик делили темы и модели.
Однако разница в композиционных решениях обоих «Художников в студии» свидетельствует о разных подходах авторов к искусству. Лицо героя у Рембрандта скрыто в тени, мольберт, доминирующий в полупустом пространстве, словно надвигается на него. А в центре внимания Доу – точное и изящное изображение множества поверхностей и материалов. Окружающая обстановка и элементы натюрморта пропорциональны художнику, который смотрит прямо на зрителя.
В отличие от картины Рембрандта, работа Доу наполнена предметами, которые можно принять за обычный студийный реквизит. Тем не менее, многие из них – глобус, гипсовый слепок (такие появляются на поздних автопортретах мастера), череп, лютня, книги, меч – традиционно ассоциировались с мыслями об эфемерности жизни. Возможно, Доу включил эти символы бренности, чтобы подчеркнуть контраст с долговечностью произведений художника (
ars longa vita brevis – «искусство вечно, жизнь коротка»).
Автор: Влад Маслов