«Молодая мать», пожалуй, самая дорогая из известных нам картин Геррита Доу. Согласно документам, Генеральные штаты Нидерландов купили её у художника за невероятную по тем временам сумму 4000 гульденов. Панель вошла в число дипломатических подарков английскому королю Карлу II по случаю его вступления на престол после Реставрации в 1660 году.
Это произведение можно также назвать демонстрацией виртуозных технических навыков Доу – основателя лейденской школы fijnschilders или «изысканных художников». Для неё характерна особая манера живописи – чрезвычайно точное, скрупулёзное изображение деталей в маленьком формате. И действительно, кожа на лице матери выглядит почти полупрозрачной. Пряди волос, выбивающиеся из-под чепца, и перья мёртвой птицы на столе справа тщательно прописаны с помощью тончайшей кисти. Доу также внимательно фиксирует и предаёт разнообразные отражающие поверхности предметов, которыми наполнен просторный интерьер.
Контраст света и тени задаёт глубину и атмосферу этой сложной и объёмной композиции. Балюстрада вверху, через которую переброшена драпировка, – элемент, часто используемый другими голландскими художниками XVII века (например,
Яном Стеном -
1,
2), но редко – самим Доу. Арочная форма панели усиливает ассоциацию с театральной авансценой. К такому приёму мастер прибегает во многих картинах с изображением дугообразных окон, что усиливает зрительное восприятие работ.
Героини «Молодой матери» объединены игрой взглядов: девушка-няня с любовью смотрит на ребёнка в колыбели, который глядит на мать, занятую рукоделием. Та, в свою очередь, обратила взор на зрителя, словно вовлекая его в немой диалог. Мебель и предметы вокруг выполняют двойную функцию – это одновременно и признак достатка, и живописные элементы натюрморта. Активная суета слуг, едва различимых на заднем плане, свидетельствует о налаженном домашнем хозяйстве.
Здесь Доу изображает мир голландской госпожи с её обязанностями матери и хозяйки дома. Как и все жанровые сцены голландских мастеров Золотого века, эту можно «читать» особым образом – по позам героев, предметам и элементам интерьера. Шитьё традиционно ассоциировалось с усердием, хозяйством и, наконец, добродетелью. Это занятие сигнализирует, что мать послужит хорошим примером для своей дочери, передаст ей важную женскую роль. Ценность надлежащего воспитания детей воплощена в поведении девушки, которая заботливо склонилась над колыбелью. Отброшенная туфелька и опрокинутый незажжённый фонарь, с которым обычно выходили наружу, могут намекать на то, что место женщины – в доме. Напротив, муж, на которого указывают меч, плащ, глобус и книги, находится вне жилища. Несмотря на его отсутствие, амур, занимающий видное место на колонне, и птичья клетка (которая зачастую носит эротические ассоциации) предполагают супружеский союз, полный гармонии и любви.
Есть версия, что «Молодая мать» изначально предназначалась в качестве свадебного подарка. Исследователи Авраам Бредиус и Корнелис Хофстеде де Гроот идентифицировали герб на окне как принадлежащий влиятельному семейству ван Адрихем из Дельфта. Магдалена ван Адрихем вышла замуж за адвоката Дирка ван Берестина в 1652-м. Однако тот скончался менее чем через год после свадьбы и заказ, как следствие, был отозван. Этим можно объяснить изменение даты на панели и её удачное присутствие в мастерской Доу, когда голландскому Сенату понадобился подарок для нового короля Англии.
Карл II, получив эту изумительную картину, немедленно предложил Герриту Доу место придворного живописца. Однако мастер это приглашение отклонил.
Автор: Влад Маслов