«Бильярдный стол» – ярчайший образец позднего стиля Жоржа Брака. С его тонкостью, характерностью, гармониями зеленых, коричневых и серых оттенков, с его вольным использованием линий, плоскостей и образных деталей.
Незадолго до и во время Второй Мировой войны в творчестве Жоржа Брака происходят заметные перемены. Его полотна существенно уменьшаются в размерах, а сюжеты становятся серьезными и даже мрачными. Один из самых частых –
натюрморты «ванитас» с человеческими черепами. Но уже вскоре после освобождения Парижа от оккупации в августе 1944 года Брак начинает писать серию из семи полотен с
бильярдными столами. Три самые крупные картины из этого цикла находятся в Центре Жоржа Помпиду, Метрополитен-музее и в Музее современного искусства в Каракасе. Вполне вероятно, что подобный сюжет привлек Брака своеобразным вызовом: как написать такой внушительный предмет, как бильярдный стол, не используя традиционную перспективу?
И художник просто… складывает его, как книгу. Стол доминирует в этой сложной композиции, заполненной декоративными элементами вроде детализированной облицовки или разноцветных счетов на заднем плане. Слева соломенная шляпа, шарф и изогнутая линия, напоминающая плечи – возможно, пальто, висящее на спинке стула – создающие эффект человеческого присутствия. Надпись, которую можно прочитать как La loi sur l'ivresse (Закон против пьянства), напоминает о фрагментах слов и словосочетаний, которые Брак и
Пикассо включали в свои кубистические работы.
Свобода изобретать, фантазировать и отдаляться от реализма была центральным элементом в подходе Брака к живописи. Хотя основные детали композиций художник прорабатывал в предварительных рисунках, он любил описывать свой метод работы как основанный на живописных открытиях:
«Я никогда не знаю, каким будет результат. Картина заставляет сама себя работать под кистью. Картина – это каждый раз приключение».
Автор: Евгения Сидельникова.