Художник Франтишек Купка (František Kupka) пытался соединить оккультизм, науку, музыку и живопись. Писал картины, заглядывая в микроскоп и телескоп. Попутно стал одним из пионеров авангарда в живописи. «Участвовал, состоял, привлекался» в группы символистов, кубистов, орфистов, абстракционистов, но в итоге отовсюду выходил и оставался сам по себе, в стороне от всех.
С оккультизмом Франтишек Купка столкнулся в подростковом возрасте, когда восприимчивость повышена. Нервный, неловкий, худой подросток четырнадцати лет, неуверенный в себе и очень стеснявшийся изъеденного оспой лица с удовольствием погрузился в тайны спиритизма. Как он там оказался? Это вовсе не влияние семьи – сын помощника нотариуса в Добруше рос в атмосфере, равноудаленной как от мистики, так и от живописи. Но мальчик был отдан на обучение седельных дел мастеру, который в свободное от этих самых дел время руководил мастерской тайного спиритического общества. Жозеф Шишка и посвятил юношу в эзотерические сферы.
Франтишек с детства чувствовал в себе тягу к живописи и подрабатывал в художественной мастерской, где обучился смешивать краски и рисовать святых. Среди членов местного спиритического сообщества числился и губернатор Добруша, он-то и сделал Купке первый заказ, а потом помог ему поступить в Школу ремесел в Яромерже.
Позже Франтишек поступил в Академию изящных искусств в Праге на факультет исторической и религиозной живописи, где активно пропагандировали идеи назарейцев. Надолго в этих рамках художник не задержится, но склонность к геометризации и пренебрежение реализмом позже дадут о себе знать. Постигая в академии «изящные искусства», на хлеб насущный Франтишек зарабатывал медиумными сеансами – нет-нет, речь не о шарлатанстве, Купка искренне верил в то, что делал, и вызывая духов для желающих общения с потусторонним миром, был предельно честен.
Прощание с реализмом произошло в Вене – там Купка продолжал образование. Австрия показала ему возможности символизма. Эзотерические взгляды тоже расширились – он увлекся восточной философией и теософией. А еще именно в Вене произошел «выход в свет». Расписанная художником фреска «Последний сон умирающего Гейне» приглянулась императрице Елизавете. И, как водится у придворных, новоявленного фаворита тут же осыпали заказами. С этого момента в Австрии жилось ему неплохо.
Купка сполна окунулся в богемную жизнь, причем увлекался натурщицами не только как моделями. Сам же он запал в душу датчанке Марии Брун, модельеру, которая «поддерживала его финансово», как деликатно выражаются биографы. Вместе они много путешествуют по Скандинавии, а с 1895 года останавливаются в Париже. Через три года Мария умерла от рака. Художник довольно быстро утешился в объятиях натурщицы Габриэллы с Монмартра. Именно она запечатлена на картинах знаменитого цикла «Деньги». В Париже Купка иллюстрировал журналы и газеты – при этом под псевдонимом Поль Реньяр проявил себя отличным карикатуристом, рисовал афиши и плакаты, а еще оформлял книги, конструировал наряды и давал уроки мастерства модисткам.
Евгения Строб, которую друзья называли Нини, ради Купки бросила своего мужа и трехлетнюю дочь. Лишь спустя шесть лет Франтишек женился на Нини. Она стала не только женой, но и убежденной поклонницей его искусства. С начала 1900-х Купка поселился в предместье Парижа Пюто, куда к нему переехала Нини.
Франтишек Купка в первую очередь известен как автор абстрактных полотен, но некоторые его почитатели уверены, что вершиной являются символические картины цикла «Дорога тишины».
Парижский дебют Купки состоялся в 1906 году на Осеннем салоне. Постепенно он заводит связи в художественной среде и поочередно пробует себя в различных направлениях. На некоторое время увлекся «искусством диких» – фовизмом ("Танго") , обратил внимание на футуристов и кубистов, а вскоре примкнул к течению Робера Делоне – орфизму ("Аморфа. Фуга в двух цветах"). Купка учувствует в различных движениях и выставках, но надолго не задерживается ни в одном направлении. Пытаясь нащупать свой путь, он в Сорбонне посещает лекции по физике, биологии и физиологии, всерьез интересуется оптикой и даже заводит в своей мастерской микроскоп и телескоп. И всё дальше отходит от фигуративной живописи, увлекаясь абстракциями.
Публика и коллеги встретили его новаторские идеи прохладно. Но это уже не имеет значения, Купка нашел свою тропу. Он заявляет: «Природа все время меняется, ее суть – в метаморфозах. Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись». Окончательно с фигуративностью он порвет, вернувшись с Первой мировой войны.
На фронт Франтишек Купка отправился добровольцем, но из-за сильного обморожения был демобилизован. В Париже возглавил чешскую диаспору, рисовал военные плакаты и иллюстрации для газет, создавал эскизы мундиров и медалей, иллюстрировал чешские газеты. Особенностью его характера была безапелляционная уверенность: решив что-то для себя, он придерживался своего решения. Так получилось с его уходом от фигуративной живописи, таким было и намерение воевать во что бы то ни стало – он вернулся на фронт и дослужился до чина капитана.
После войны Франтишеку Купке повезло обнаружить покровителя в Праге. Меценат и коллекционер абстрактных полотен Джиндрич Вальдес покупал его картины и протежировал Купке. А еще наконец-то сбылась давняя мечта. Франтишек очень хотел преподавать в Пражской академии изящных искусств. В конце концов его пригласили туда читать лекции по психологии искусства, но вскоре уволили. Потому что Купка, оказывается, решил революционными методами «нести свет в массы». Он рассказывал студентам о том, что академическое искусство безвозвратно устарело, и призывал обратить взоры к абстракционизму. Скандал был знатный!
Вторую мировую войну стареющий художник пережил в имении жены Нини на Луаре. У него развилась мания преследования, он чувствовал себя забытым, был озлоблен. Положение Купки лучше всего характеризуется словами «свой среди чужих, чужой среди своих». В Чехии к абстрактному искусству относились с недоверием, а во Франции Купку воспринимали как чужака. Слава и забвение чередовались в его жизни, надолго не задерживаясь. О нем вспоминали, превозносили – и снова забывали на некоторое время. Даже для времени разрушения традиций Купка оказался слишком резким. Несмотря на очевидное новаторство его идей, он всегда считался вторым – после Делоне, Чюрлениса, Кандинского. Ни учеников, ни последователей у Купки не было. Между тем, Альфред Барр, директор нью-йоркского Музея современного искусства говорил: «В сравнении с решительными и старательно продуманными работами Купки появившиеся немного раньше абстракции Кандинского и Ларионова кажутся несмелыми». Но славы Кандинского или Ларионова Купке не досталось.
Автор: Алена Эсаулова
P.S. на момент 25 марта 2021 года аукционный рекорд стоимости работ художника составил 7 551 600 долларов.