войти
опубликовать

Серия "Капричос", лист 69: Поддувает

Франсиско Гойя • Графика, 1799, 21.5×15 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Графика
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Техника: Офорт, Акватинта
Дата создания: 1799
Размер: 21.5×15 см
Работа в подборках: 12 подборок

Описание работы «Серия "Капричос", лист 69: Поддувает»

Творческое наследие известнейшего гения Испании Франсиско Гойи более двух веков влечет к себе ученых и обычных ценителей искусства. Самые первые попытки научного раскрытия непростой, драматической сущности работ художника предприняли еще в середине XIX века. И с тех времен объем исследований постоянно рос, нынче число статей, специализированных изданий, альбомов о Гойе исчисляют сотнями наименований. В картинах Гойи «Капричос» и в других его произведениях художнику удалось выработать свой собственный стиль творчества, который отличен от классической манеры живописцев XVIII-XIX вв. и контрастирует с ней так сильно, что картины мастера ряд искусствоведов расценивает в качестве предвестников импрессионизма.

«Капричос» великого Франсиско Гойя – это известная серия офортов испанского художника, являющаяся сатирой на социальные, политические, религиозные порядки. Кроме того, фантастические создания, которых изображает Гойя на многочисленных гравюрах, не только делают нереальной интерпретацию ряда сюжетов, но и уничтожают границу, находящуюся между критическим взглядом мастера на уклад общества и ирреальным восприятием земного мира творцом с больной психикой. Офорты «Капричос» Гойя стали одними из первых его работ, где отражено влияние болезни мастера. Ряд ученых полагает, что серия была создана Гойей в измененном психическом состоянии, главную роль в котором сыграли тревожность, частые депрессии, механизмы торможения. Вся серия была окончена к 1799 г. Серия графики «Капричос» Гойи состоит из 80 произведений.

Наиболее знаменитая работа данной серии — это офорт № 43, имеющий символическое название «Сон разума рождает чудовищ». В то время как Разум отдыхает, такой сон дает окружающему миру бесчисленные беды, творя особенный климат, специфическую атмосферу тягостных кошмаров, абсурдности. Даже больше: пока Разум, будучи в бездействии, спит, Антиразум пребывает в состоянии бодрствования. К тому же он перекраивает с присущей ему самоуверенностью мир по своему разумению, уничтожая в людях все человеческое, превращая их в «антилюдей»: злых колдунов, ведьм, другую нечисть. Чтобы Разум в конце концов воспрянул ото сна, ему нужно ощутить возмущение, стремление к действию при виде тех бесчинств, какие творит кругом Антиразум.

В своей серии «Капричос» Франсиско Гойя, обращаясь к образам народных басен, беря за основу пословицы, поговорки Испании, подвергает осмеянию человеческие предрассудки, изобличает лицемерность, притворство, жестокость и другие пороки. По сути, он осуждает само традиционное устройство Испании того времени. В офортах Гойи реальность переплетена с фантастикой, а гротеск превращается в карикатуру. Каждая из частей данной серии — это законченная работа, состоящая из рисунка с комментарием автора.
В 1815 г. художник начинает работать над следующей серией рисунков — «Диспаратес» (переводится как «экстравагантность, сумасбродство»), которая по своей тематике подобна картинам Капричос великого Гойи, но еще труднее для интерпретации и понимания.
Комментарии