Знаменитое предание из Книги Бытия во все времена волновало умы художников. До Эшера одним из самых известных изображений Вавилонской башни была
картина голландского живописца Питера Брейгеля Старшего.
Эшера, к слову, часто сравнивают с
Брейгелем: в частности, из-за того, что оба были графиками, путешествовали по Европе по очень похожему маршруту и даже обладали внешним сходством. Неизвестно, под влиянием ли Брейгеля Эшер создал в 1928 году свою
«Вавилонскую башню», но в итоге его гравюра получилась ничуть не уступающей картинам знаменитого голландца в мастерстве и монументальности.
По свидетельствам родных и друзей Эшера, он с детства страдал от своего рода психического расстройства. Мауриц питал необъяснимую страсть к высоте, испытывая почти религиозный экстаз при взгляде вверх на высокое строение или возвышенность. С возрастом эта особенность если и не исчезла полностью, то сгладилась. Но навсегда осталась в его гравюрах. Многие его работы, начиная с итальянского периода (
1,
2), изображают пейзажи или здания, увиденные и запечатленные с очень высокой точки. Это же касается и «Вавилонской башни».
Эшер запечатлел башню в тот момент, когда строительство достигло высочайшей точки. Изогнутые линии на заднем плане создают ощущение движения вокруг строения. Чем выше поднимается взгляд зрителя, тем больше деталей можно рассмотреть, вплоть до выражений лиц растерянных людей.
Позже художник рассказывал:
«Некоторые строители белые, другие – черные. Работа остановилась, потому что они потеряли способность понимать друг друга. Чтобы открыть вид на кульминацию драмы на вершине строящейся башни, здание показано сверху, будто с высоты птичьего полета». Но здесь Эшер, похоже, немного слукавил. Учитывая, какой высоты, согласно преданию, достигла Вавилонская башня к этому моменту, логичнее было бы предположить, что зритель видит ее скорее с точки зрения самого Бога.
Автор: Евгения Сидельникова