Регистрация

Сеет раздор и знаменует божественное провидение: белка как символ в искусстве

Мне нравится1       0  
Долго рыжий зверек не давал покоя художникам. Какими только смыслами не награждало человеческое воображение этого юркого грызуна! И все переменчивые смыслы — под стать неуловимому характеру самой белки.

Зло во плоти, хоть и не страшное

Яркая и шустрая, белка еще у древнегерманских племен вызвала много подозрений. В скандинавской мифологии ей отвели незавидную роль зловредного посредника, сеющего раздор и клевету.



Согласно преданию, белка Рататоск жила на мировом дереве Иггдрасиль (образ вселенной) и постоянно сновала вдоль ствола, работая «испорченным телефоном». Она недостоверно передавала сообщения и провоцировала тем самым вражду между мудрым орлом на вершине дерева и гложущим корни драконом. На этом исландском манускрипте конца XVII века хвостатая провокаторша позеленела, видимо, осознав собственную вредность, и обзавелась рогом.

Так и закрепился за белкой отрицательный образ. А в христианском мире все ее «порочные наклонности» трансформировалось в связь с Сатаной. Вдобавок к этому люди отметили природный инстинкт белки накапливать и прятать еду и наградили за это зверька репутацией жадной, корыстной особы.

Отчасти с таким подтекстом белка оказалась на полотне венецианского художника Лоренцо Лотто — «Свадебный портрет Николы Бонджи и его жены». Это своеобразная картина — ребус, смысл которого зритель может разгадать, внимательно следуя за знаками.
Лоренцо Лотто. “Свадебный портрет Николы Бонджи и его жены”

Никола Бонджи прямым жестом руки обращает наше внимание на белку. А записка в другой руке дает подсказку: «'Homo nunquam» (лат. — «Человек никогда»). Все вместе расшифровывается как: человек никогда не должен вести себя как бесстыжая белка.
Считалось, что белка-самец после того, как запасет еду на зиму, прячется в нору, оставив самку снаружи на холоде. Так что это не просто портрет семейной пары: это настоящий гимн супружеским добродетелям.

Белка как носитель скрытых смыслов использовалась западными художниками в основном в период с XV по XVII век. Причем значения, которыми наделяли этот образ, весьма разнообразны: чтобы не ошибиться, нужно внимательно изучать контекст.

Откуда белка в библейских сценах?

Парадокс в том, что имея в христианской культуре отрицательные коннотации, белка, попадая в контекст библейских сюжетов, обретает максимально положительное значение, превращаясь, — не много ни мало, — в символ Божественного Провидения. Такая ассоциация возникла из-за повадки животного укрываться от дождя собственным хвостом.
В новом амплуа зверек становится частным спутником Девы Марии в алтарных композициях, причем художники будто намеренно прятали его от глаз зрителей.

Козимо Тура, итальянский художник Кватроченто (Раннего Возрождения), поместил белку в сцену «Благовещения» на одной из створок органа Феррарского собора. Хвостатая сидит на балке прямо над Марией. По одной из версий, это отсылка к образу распятия.
Еще сложнее обнаружить белку на алтаре Монфорте кисти фламандского художника Хуго ван дер Гуса. Она тоже расположилась на перекладине, над головой коленопреклоненного волхва.
Хуго ван дер Гус. Алтарь в Монфорте
Хуго ван дер Гус
Хуго ван дер Гус. Алтарь Монфорте, деталь
Хуго ван дер Гус
1470

Белку в компании Девы Марии можно расценивать и как символ предвидения.
На этом построена хитроумная игра смыслов в картине Джованни Кариани — «Семь портретов семейства Альбани». Кстати, кто именно изображен на полотне — вопрос спорный: некоторые считают, что это куртизанки с кавалерами. Именно такие намеки дает сам художник. Интересна отправная точка этого заключения. Американская искусствовед Эллисон Леви утверждает, что центральная фигура дамы иконографически отсылает нас к образу Марии. Исследовательница указывает на центральное расположение фигуры, на поворот головы влево, на преобладание красного и голубого в одежде. Для сравнения возьмем произведение Тициана «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми», на которое ссылается искусствовед.
Чтобы подчеркнуть типологическую связь персонажей, Кариани на первый план помещает белку, которую мы до этого видели в алтарных композициях. Но здесь она не просто сидит на жердочке: она ест грушу. А это воскрешает другой символический ряд, связываемый с белкой — жадность, похоть. Как видим, совсем небольшая деталь, а какой поворот в трактовке! Так что с большой вероятностью можно сказать, что перед нами не члены аристократической итальянской фамилии, а куртизанки.



Интересно, что это не единственный случай, когда белка была замечена в компании блудниц. На триптихе голландского маньериста Яна ван Дорнике рыжая устроилась на центральной створке посреди зала.

Перед нами библейский сюжет: Христос посещает дом фарисея Симона, где встречает и прощает Марию Магдалину. Главная библейская грешница на переднем плане, омывает слезами и отирает волосами ноги Христа. Прямого толкования белки в данном контексте нет. Но можно предположить, что, сидя на привязи, она символизирует укрощенное зло, греховность.




Белки в гротесковых узорах украшают лоджию Рафаэля (часть галереи в Ватикане). Копию можно увидеть в Эрмитаже: она была сделана в 1780-е годы по заказу Екатерины II.

Труженица среди фруктов

Голландия XVII века — родина натюрмортов, разнообразных и насыщенных смыслами. На роскошных столах собрана, кажется, вся возможная флора и фауна. Здесь проворная белка быстро нашла себе место и полностью очистилась от прежнего негативного контекста. Путь преображения можно проследить в работе Абрахама Миньона — «Натюрморт с фруктами, белкой и щеглом». Снова внимание к деталям: кажется, что белка сидит на привязи, но ее цепочка ни за что не закреплена — значит «зло» уже освободилось. Ошейник украшен бубенцами — ясный знак дурака и грешника. А занята белка тем, что грызет орех — средневековый символ Христа. Так что, в буквальном смысле эта деталь картины «читается» так — белка нашла истину и спаслась, прошлое отринуто.
Очень любил включать белку в свои натюрморты знаменитый голландский мастер Франц Снейдерс.
Франс Снейдерс. Натюрморт с персиками
Франс Снейдерс
XVII век, 84×50 см
Франс Снейдерс. Натюрморт с обезьянкой
Франс Снейдерс
XVII век, 118×81 см
Франс Снейдерс. Натюрморт с фруктами и овощами
Франс Снейдерс
1620, 108×79 см
Франс Снейдерс. Натюрморт с фруктами, фарфором и белкой
В подобных композициях белка чаще всего символизировала упорный труд, без которого невозможны все те земные блага, которые прославляет художник. Реже воплощает легкомыслие.
Якоб Флоппенс ван Эс. Натюрморт с белкой
Якоб Флоппенс ван Эс
85×115.5 см
Якоб Флоппенс ван Эс. Натюрморт с фруктами и белкой
Якоб Флоппенс ван Эс
48.3×63.8 см

Чтоб дом, как полная чаша

Натюрморты Якоба Флоппенс ван Эса напоминают о том, что белка и виноград тоже могут быть семантически связаны, только не внутри смыслов и объектов европейской живописи. Обратимся к восточным трактовкам: именно там белка с лозой символизирует плодородие и изобилие.
Белка — частый герой работ знаменитого китайского художника-графика XX века Ци Байши.
Ци Байши. Белка и виноград
Ци Байши. Белка и вишня
Ци Байши
Ци Байши. Белки и орехи
Ци Байши
Мирко Ханак. Белка



Интересная работа: можно подумать, что это произведение еще одного китайского мастера. Однако это акварель выдающегося анималиста-иллюстратора XX века, чеха Мирко Ханака, который испытал сильное влияние японской и китайской традиции рисунка. Художник сочетал мягкую акварель и тонкие штрихи графики, работал тонкой кистью по рисовой бумаге.

Атрибут богатых модниц

Вернемся в Европу, где изображение пышнохвостого грызуна не всегда имело подтекст: иногда это была просто дань увлечениям, веяниям времени. В Англии, например, начиная с XIV века было модно держать дома белок, в качестве питомцев.
  • Печать XIII-XIV вв, Англия. Позднее переделана в кольцо
  • Любовное кольцо XV в., Франция,Англия На внутренней стороне выгравирована дама, держащая на поводке белку (символ непостоянства)
Сложно сказать, стало ли именно это причиной появления ювелирных изделий с изображением белки. Но точно можно сказать, что именно из-за моды на домашних белок они часто стали появляться в женских портретах. Такой тренд был популярен и в эпоху Ренессанса, и сохранился вплоть до XVIII века, покорив не только европейских, но и американских светских дам.
Ганс Гольбейн Младший. Дама с белкой и скворцом
Ганс Гольбейн Младший
Бартоломео Трабаллеси. Портрет дамы
Бартоломео Трабаллеси
1572, 97×74 см
Фредерик Керсебум. Дама с белкой на цепочке и собакой
Джон Синглтон Копли. Госпожа Теодор Аткинсон мл. (Фрэнсис Диринг Вентворт)
Неизвестный  художник. Портрет француженки с цветами и белкой
Неизвестный художник
I век, 150×125 см
Ещё одной разновидностью портрета с белкой стал детский портрет. И тут отдельного упоминания заслуживает работа американского представителя неоклассицизма Джона Синглтона Копли — «Мальчик с белкой» (1775). Художник написал её специально для выставки и превратил работу буквально в наглядную рекламу своих способностей, показав, насколько тонко он может передавать различые текстуры.
Джон Синглтон Копли. Мальчик с белкой-летягой (Генри Пелхэм). Фрагмент
Джон Синглтон Копли
1765, 77.1×63.8 см
Генрих Хирт. Мальчик с белкой
Генрих Хирт
Середина XIX века
Джозеф Хаймор. Мальчик с домашней белкой
Джозеф Хаймор
XVIII век
Пауль Фридрих Майерхайм. Наброски


Белка еще в XVI веке стала достойным объектом для натурных штудий. Многие художники оттачивали свое мастерство рисунка, глядя на этого миниатюрного зверька.

Слева: Пауль Фридрих Майерхайм. Наброски (конец XIX века). Ниже: работы Альбрехта Дюрера и Ханса Хоффмана.

Альбрехт Дюрер. Белки
Альбрехт Дюрер
1512, 57×60 см
Ганс  Хоффманн. Белка
Ганс Хоффманн
1578, 25×17.8 см

Героиня абсурда современности

Яркая наружность лесной обитательницы привлекла и современных художников. Что самое заметное в белке? Конечно, хвост. Он и стал центральным персонажем скульптуры швейцарской провокационной художницы Мерет Оппенгейм (1913−1985). Было сделано 100 экземпляров «Белки», но сохранилось лишь несколько. В этом ассамбляже Оппенгейм превратила ручку пивной кружки в часть животного. Таким образом она создала имитацию льющейся через край пены, переходящей в пушистый беличий хвост.
Итальянский художник-самоучка Маурицио Каттелан своеобразно обращается к миру животных: в свои инсталляциях он использует чучела лошадей, лисиц, собак, голубей.
Маурицио Каттелан. Bidibidobidiboo

Белку он задействовал в работе Bidibidobidiboo (1996). Простая кухня превращается благодаря белке в сюрреалистическое и символическое пространство отчаяния: если даже животным больше не на что надеятся, о чем же мечтать людям? Впрочем, это одна из возможных трактовок инсталляции. Кстати, кухня смоделирована по образу и подобию кухни из детства Каттелана.

Еще одна «Разочарованная белка» — у американского художника гиперреалиста Роберта Джексона.

Узнаем парафраз на типичный «модный портрет с белкой» в работах «Маленькая королева белок» и «Готическая королева с белкой» итальянской художницы Титти Гарелл (Titti Garelli).
Титти Гарелл. Маленькая королева белок
Титти Гарелл. Готическая королева с белкой
Что ж, природные инстинкты белки породили неоднозначное к ней отношение, но яркий окрас и пышность хвоста оказались сильным оружием в деле примирения с человеком.

Автор: Анна Кучма.
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Главная иллюстрация: Ян Паувель Гиллеманс Старший. Натюрморт с фруктами и белкой

Художники, упоминаемые в статье
Ганс Гольбейн Младший
Биография • Работы
Лоренцо Лотто
Биография • Работы
Альбрехт Дюрер
Биография • Работы
Комментировать Комментарии
HELP