Карету мне, карету!
Санта Клаус сегодня — самый известный мифический оленевод. До него за рулем оленьей упряжки были хеттские, шумерские и синтоистские божества. Кельты верили, что олень — главное животное в волшебных стадах богов. Даже у северных славян в колесницу верховного бога-громовержца Перуна были запряжены вовсе не лошади или собаки, а благородные и сильные олени.В Восточной Азии обладатель ветвистых рогов ассоциировался с долгой жизнью и достатком. В Китае особо почитается белый олень — символ бога долголетия Шоу-Синя. А связь с «богатством» закреплена даже в языке — слово «олень» созвучно «изобилию». В Японии есть аналогичное божество — Дзюродзин, (на иллюстрации — работа неизвестного мастера, 1902 г.) также отвечающий за долголетие. Считается, что прототипом для обоих богов стал даос-отшельник, который в XI веке, согласно легенде, искал эликсир бессмертия и нашел его. В странствиях мудреца сопровождают журавль, черепаха и олень.
Древние майя называли себя Ах-Майя, «люди Оленя». Это животное считалось главным племенным прапредком и потому священным животным.
Невинность и проклятие богов
Своей благородной поступью покорили олени и древних греков, которые прочно вписали это животное в свою мифологию. Олень — постоянный спутник божественной и невинной охотницы Артемиды (в римской мифологии — Диана), цель почти невыполнимой миссии Геракла (миф о быстрой Керинейской лани, которую должен был поймать герой), но главное — кара Актеона. Самоуверенный юнец посмел поднять глаза на богиню, когда та купалась нагишом! За это Диана превратила Актеона в свое любимое животное — оленя, и его растерзала собственная свора собак. Миф о юном охотнике, поплатившимся за свою дерзость, стал популярным сюжетом в изобразительном искусстве, причем не только античном.На этой греческой краснофигурной вазе (сер. IV века до н.э.) изображено начало трансформации Актеона. У юноши уже появились рога. В таком же виде кровожадный сюжет переносился на барельефы греческих храмов и этрусских саркофагов. Заметим, частичную «человечность» Актеона важно было сохранить в назидание: негоже смертному, земному созданию замахиваться, заглядываться на божественное.
В эпоху раннего и зрелого Возрождения художники очень любили возвращаться к этому мифу, но вовсе не с целью морализаторства.
Лукас Кранах Старший в своей версии «Дианы и Актеона» (1518) выписывает оленя, оставив от человек лишь ноги. Схватка с собаками уже не выглядит такой трагичной. Зато число обнаженных спутниц Дианы резко возросло.
Жажда знания о Боге
Кстати, о церкви. Вот уж где олень крепко обосновался в символико-аллегоричном ряду! Главное, не перепутать его с агнцем божьим. Символ человеческой души, стремящейся познать Бога — в таком качестве олень появился в раннехристианском искусстве в первые века нашей эры.«Как стремится олень к источникам водным. Так и ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей живой воды, то есть святого причастия».
Обладает прекрасным слухом, осторожен, благоразумен
Репутация чистоты, закрепленная компанией девственной Дианы, и природная способность пугливого оленя быть все время настороже сделали из него прекрасного спутника сразу нескольких аллегорий — «Слуха» и «Благоразумия» (Prudencia — лат.). Начиная со средневековья «Благоразумие» часто изображали в виде прекрасной дамы (иногда двуликой) с зеркалом, змеей и оленем. К сожалению, олень в итоге не удержался в иконографии и стал её редким, переменным элементом.У Ханса Бальдунга, немецкого художника, ученика Дюрера, «Благоразумие» — это часть диптиха «Музыка и Благоразумие» (1529). В этой работе заложена двойная символика.
От святого - до алкоголя через века
Еще в раннем средневековье олень стал верным спутником сразу нескольких христианских святых: Юлиана, Юстаса (Евстафия Плакиды — в православии), Губерта и Эгидия. Занятно, что Юстас и Губерт обзавелись звериным символом одинаковым способом.Легенды об этих святых описывают схожие обстоятельства. Во время охоты они чуть было не подстрелили лесного обитателя, да вот только меж рогов им привиделось распятие. Юстас, римский генерал, после этого принял христианство, а некогда распутный Губерт встал на путь истинный и посвятил себя распространению христианского учения. Оба святых считаются покровителями охотников, и понять, кто именно из них изображен в витраже, на иконе или картине, крайне сложно.
А образ оленя с распятием так полюбился публике, что пошел «в народ». В 1503 году Альбрехт Дюрер изобразил в виде святого Юстаса одного из братьев Паумгартнеров. Донаторы (собственно, Паумгартнеры) заказали художнику церковный алтарь. На боковых створках Дюрер изобразил дарителей: одного — в виде Георгия Победоносца, другого — в образе Св. Юстаса со штандартом с изображением оленя. Причем оба одеты по рыцарской моде своего времени.
Престиж, ловкость, страсть
Еще одним «мотивом на все времена» стала охота на оленя. Это трудоемкое из-за пугливости дичи занятие долгое время считалось уделом исключительно знатных особ.В начале 18 века главным певцом заслуг привилегированных охотников стал немецкий анималист и гравер Иоганн Элиас Ридингер. Он изобразил на заказ бесчисленное количество пойманных оленей. Особенно тщательно художник вырисовывал рога — самый почетный трофей.
В 1858 году художник снискал славу невероятно удачливого охотника, убив в Германии огромного оленя. Такого трофея коллеги по оружию не видели уже четверть века.
Символ гордости и силы: олень стал символом целого государства
Изо всех животных, которых так любил писать грузинский примитивист начала XX века Нико Пиросмани, олень на его работах встречается наиболее часто.Для художника это был собирательный образ, воплощение гордости, достоинства, благородства. Видимо, в мастере говорила кровь предков: среди грузин с незапамятных времен был распространен культ оленя, и его изображение, в конце концов, стало одним из символов Грузии.
Знаменитый «Раненый олень» (1946) Фриды Кало вряд ли связан с предыдущей эволюцией смыслов и значений. Это выражение глубоко личных переживай и физической боли. Фрида написала работу после неудачной операции на спине, после которой ее самочувствие ухудшилось. Выбор животного обусловлен тем, что у Фриды жил олененок по имени Гранизо.
На картине «Олень» (2003) Виноградова-Дубосарского (главный художественный тандем России 90-х) беззащитные животные под осенним дождем могут просто порадовать глаз, а могут воскресить образ поколения 2000-х.