Регистрация

Коза, овца – символы в искусстве: кто живописи более ценен?

Мне нравится6  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Невинная овечка наравне с бодливой козой — символы не только наступившего года, но и знаковые объекты в искусстве. Что интересно, они играют совершенно противоположные роли. Какие именно и почему так происходит — стоит осмотреться среди шедевров старины и современности.
Близким другом человека овца стала, можно сказать с незапамятных времен, впрочем, как и коза. Ну, кто еще согреет в стужу, даст молока, сыра и, в конце концов, мяса пожертвует своего? Так уж повелось… Только почему-то за овечкой закрепилось определение «невинная», а коза — бодливая, упрямая, не говоря уже о демонической и похотливой сущности ее партнера. Каждый выбирает для себя животное по душе. Попробуем и мы разобраться: кто живописи более ценен?

Стадо без пастыря не собрать

Пастух с жезлом, окруженный овцами, или же с заблудшей овцой за плечами — древнейшая ипостась Христа — Добрый Пастырь. Первые изображения этого образа датируются II веком и уходят корнями в античную живопись. Глядя на Гермеса Криофора с овечкой на плечах, да на Орфея Буоколоса, завораживающего своей игрой умиротворенных животных, предшественники иконописцев, мучимые на то время противоречивыми чувствами (верующим потребовались века, чтобы позволить в искусстве изображать Бога), вырабатывали свои каноны. По свидетельствам христианского богослова Тертуллиана, Доброго Пастыря изображали еще на чашах для причастия и светильниках, а затем и на мозаиках.
В катакомбах св. Калликста (Рим) Добрый Пастырь изображен молодым юношей в короткой тунике, с ягненком на плечах, а около него стоят овечки (четвертая иллюстрация). Согласно Евангельской притче, Христос говорил: «Я — добрый пастырь. Добрый пастырь жизнь свою отдаст за овец». В христианстве и поныне принято называть священников пастырями, а мирян — паствой.

«И холодно было младенцу в вертепе…»

Первыми все узнали овцы. Так можно сказать о главном Евангельском сюжете — Рождестве Христовом. Именно пастухам, стада которых обеспечивали алтари Иерусалимского храма, Ангел возвестил о рождении Спасителя, тем самым дав знать им, что наступает время, когда не нужно будет отдавать скот на заклание, так как жертву за грехи человеческие принесёт Сын Божий. Поскольку ключевое событие произошло, как известно, в хлеву, то вполне естественно, что овца присутствует почти в каждом живописном сюжете Поклонения пастухов, пришедших первыми приветствовать юную мать.
Ханс Мемлинг. Алтарь св. Иоанна (фрагмент). 1474
Витраж×Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
читать дальше
в храме святого Матфея, Blackmoor, Англия
«Агнец Божий» — в иконографии (наравне с рыбой) один из главных и древнейших символов Христа — воплотил в себе одновременно и Спасителя и искупительную жертву. «Вот Агнец Божий, который искупает грехи мира», — так называет Христа в Святом Писании Иоанн Креститель. Обреченное животное можно часто увидеть на полотнах мастеров Эпохи Возрождения. Агнца Божьего нередко изображают с нимбом, стоящего на небольшом холме, с которого стекают четыре водных потока, символизирующие четыре Евангелия.


Гентский алтарь. Братья Ян и ван Хуберт ван Эйк. Освящен 1432. Центральная панель нижнего ряда
Хосеп Антонио де Айяла (Joséh Antonio de Ayala). Жертвенная овца. 1670−1684

Упрямая любительница капусты

А что же антипод невинной овечки — упрямая, но плодовитая любительница капусты — коза, уже не говоря о ее… козле? На кого еще свалить все грехи? Только на него! Рогатый и бодливый, он выступает как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее.
Якоб Герритс Кейп (1594−1652). Девочка с козлом
  • Шабаш ведьм. Роспись Франсиско Гойи в Доме Глухого
  • Два сатира. Питер Пауль Рубенс, 1618-19 гг. Мюнхен, Старая пинакотека.
Именно рогатый, с длинной бородой и копытами древнегреческий бог Пан бегает по лесам, пасет свои стада, скалит зубы и пристает к беззащитным нимфам. Правда, учитывая сексуальную неуемность Пана, его культ со временем соединился с культом Великой матери и Диониса. Так за ним закрепилась репутация божества плодородия. Именно ему доверили воспитание и покровительство Дафниса. Того самого Дафниса, который вместе с Хлоей, как литературные герои, ознаменовали пришествие нового жанра — пасторали. Вот тут-то и нашлось место и овечке, и козочке — на равных!

«Пастушки младые спешат к пастухам…»

Всплеск популярности в эпоху Возрождения античного романа Лонго «Дафнис и Хлоя», обратил внимание как поэтов, так и художников на красоту окружающего мира, диктуя идую гармонию человека с природой. Наивные пастушки и пастушки заполнили изысканные гостиные в виде фарфоровых статуэток, стремительно входивших в моду. Их повсеместно встретишь и на гобеленах, в изобилии украшающих дворцы. И, конечно, рядом с прехорошенькими пейзанками всегда очаровательные, аккуратненькие овечки (салонным красоткам невдомек, что эти очаровашки — замарашки).

  • Франсуа Буше. Осенняя пастораль. 1749ю Собрание Уоллес. Лондон
  • Франсуа Буше. Маленькая пастушка. Частное собрание
Тема доброго соседства животных и человека не утихла и в дальнейшем, особенно на волне интереса к жизни простых людей. Ну, как еще можно вызвать чувство умиления? Правильно — нарисовать и успешно разместить в гостиной очаровательную девчушку рядом с милейшим живым существом.
  • Жак Альфред ван Мейден (1818-1898). Мать с девочкой
  • Антуан Виртц. Эсмеральда. 1839
Для Франца Марка, Марка Шагала лошади, лани, овцы, коровы, быки — в экспрессивных формах и сочных красках, — символы райской утопии и воплощение идеи сосуществования с природой.
  • Франц Марк. Овца. 1914
  • Марк Шагал. Я и деревня. 1912

Не стоит отбиваться от стада

По-своему интерпретирует древний символ эпатажный, скандальный, но отнюдь не дешевый представитель от contemporary art — Дамиен Херст. Он даже включил букву L — Lamb («Ягненок») в свой алфавит. Его инсталляция «Вдали от стада» (Away from the
Flock, 1994) — овечья туша в наполненном формальдегидом аквариуме, — объехала весь мир и заработала миллионы. Каждый трактует этот образ по-своему. То ли это заблудшая невинная душа, поддавшаяся неведомому нам соблазну, то ли возгордившаяся и поэтому выбравшая отличный от других путь?
Рефлексивный современник усмотрит в этом образе символ наших взаимоотношений с окружающим миром. Мы так же одиноки, и так же выставляем себя на обозрение тем, кому на самом деле до нас дела нет, и так же тоскуем по оставленному стаду, но подчас норовим идти своим путем… И, конечно, даже тем, кто, практически не знаком с христианской традицией, на ум придет мысль и о жертвенном агнце и заблудшей овце одновременно. Жаль овечку… Кстати, именно ее Херст называет своей любимой работой. Впрочем, «законсервированных» овечек у него много.

Заглавная иллюстрация. Агнец Божий. Италия. Равенна. VI в. Роспись купола Базилики Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale)
Автор: Елена Настюк
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится6  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP