Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Время беспрепятственно движется в одном направлении — только вперед. Люди примирились с его неумолимым ходом и упорядочили свое мироустройство годичными циклами,сменой времен года,уже не говоря о неизменном чередовании дня и ночи. Какими же символами«кодировали» художники время,и как оно обозначено в искусстве?
Сезонная символика пользовалась особой популярностью в погребальной культуре Древнего мира. Изображение смены времен года,символизирующей чередование расцвета и угасания жизни,обнадеживало тех,кто оставался по эту сторону Стикса,и должно было служить утешением для тех,кто покидал мир живых. Надгробия и саркофаги украшали сюжетами,напоминающими о бренности земных радостей и неизменном возрождении.
Например,на рельефе крышки саркофага 130—150 гг. н. э.(коллекция Метрополитен-музея) времена года обозначаются животными,запряженными в повозки. Так медведи означали весну,львы — лето,быки — осень,кабаны — зиму. На фронтальном рельефе саркофага четыре Эрота держат гирлянды,в которые вплетены цветы,соответствующие временам года: колосья злаков,грозди винограда,плоды граната и листья лавра.
Кстати,производные от этой символики использовал Альбрехт Дюрер в ксилографии«Философия»: овальная гирлянда разделена на четыре части,каждая из которых состоит из ветвей растения,выступающего знаком какого-либо времени года: весну представляет лавр,лето — ветви винограда со спелыми гроздьями,осень — клен,зиму — дуб.
Существовали различные варианты персонификации времен года. И если в 1 в.н.э. зима,весна,лето и осень изображались,как правило,в женском обличье,то потом они почему-то приобрели мужские очертания. Крылатые,полные жизни юноши изображены на саркофаге-леносе,известном как«Бадминтонский саркофаг»(260—270 гг. н. э.). Весна изображен с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями,серпом(сломан) и венком из колосьев; Справа от Весны — Бог Океан,полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина; Справа от Диониса — Осень держит корзинку,полную плодов фиги; Зима — с парой уток и связкой камышей. Они символизируют дары процветания и блаженства,которые Дионис преподносит благочестивым покойникам.
«Трепал сегодня ветер календарь….»
Поделив календарный год на 12 периодов,человек дал имя каждому из месяцев,предоставив людям возможность точку опоры для развития культа астрологии. Календари в современном понимании вошли в обиход благодаря молитвословам,которые служили руководством для чтецов и певцов на клиросе. Одно из канонических изобразительных решений календаря создали в 15 веке братья миниатюристы Поль,Жан и Эрман Лимбурги,работая над«Великолепным часословом герцога Беррийского»(Très Riches Heures du Duc de Berry). Иллюстрированная рукопись была заказана герцогом Жаном Беррийским в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти художников и их заказчика.
Сам по себе календарь не был редкостью для часословов,но восторг по сей день вызывают иллюстрации цикла«Времена года». Все в них было замечательно: и сюжеты,и композиции,и,конечно,исполнение драгоценными материалами: золотом,ультрамарином,который ценился на вес золота. По миниатюрам можно изучать быт тех времен — настолько тщательно выписаны одежда персонажей,детали изображенных атрибутов… Сюжеты — от сезонных работ крестьян(сбор винограда,жатва и т. д.) и заканчивая занятиями герцогов и их приближенных: охота,парадные обеды,свадьба,куртуазные сценки. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой,на которой изображена солнечная колесница,знаки зодиака и его градусы,а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря.
«Вереницею недель кружит время карусель…»
Тема времен года была довольно популярна в европейском искусстве. Циклы нередко заказывали художникам,и эти найти разработки можно найти почти у всех мастеров. Самой оригинальной признана серия Джузеппе Арчимбольдо(1563−1573), которая сразу привлекла внимание поклонников чудного таланта. Первый вариант«Времен года» он создал при Максимиллиане,в честь праздника Нового года,и второй — уже при императоре Рудольфе. Самого правителя он,кстати,изобразил в образе Вертумна — древнеиталийского бога времен года и даров земных,бога превращений,метаморфоз и природного изобилия.
При всей необычности изобразительного решения Арчимбольдо точно отобразил дух каждого сезона. Лето похоже на веселую румяную старушку,осень — серьезный дедушка. Весна — жизнерадостная клоунесса,на щеках которой полыхает алым цветом заря(1573 год; Лувр), а замыкает цикл картина«Зима». Тему старости иллюстрирует сухое дерево в образе старика,который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке — зимние плоды: апельсин и лимон.
По-своему решил задачу Никола Пуссен,создав в последние годы жизни цикл картин«Времена года»(1660—1665).
Пуссен соединил определенное состояние природы с одной из ветхозаветных тем. Для Осени выбрал тему из ветхозаветной книги Чисел о посланцах Моисея в страну обетованную. В сюжете«Зима» вы не найдете конкретного изображения зимы,но картина пронизана ощущением холода,поскольку автор изобразил сцену из всемирного Потопа — люди борются за жизнь на фоне суровой холодной природы. Весна — это Земной рай с фигурами Адама и Евы.
В композиции«Лето,или Руфь и Вооз» мастер изобразил жатву,соединив с сюжетом о моавитянке Руфи. Благородная простота и спокойное величие объединяют работы.
Импрессионист Клод Моне,чтобы отразить и время суток,и время года,выбрал один сюжет — стог сена. Так появилась серия из 25 картин,на которых декоративные композиции получили развитие не только во времени,но и в пространстве. Начав работать на пленэре,Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской,добиваясь гармонии цветов.
Серия имела огромный успех. В 1891 г. Моне выставил пятнадцать картин этой серии в галерее Дюран-Рюэля и все были проданы за три дня. Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 г. писал: «Покупают только работы Моне,кажется,что их не хватает. Ужаснее всего то,что все хотят иметь „Стога на закате“… Все,что он делает,отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков».
Известны и популярны прекрасные дамы — времена года, — в исполнении Альфонса Мухи. Есть еще и серия«Месяцы». Томные красотки появились в Париже,на волне успеха афиш с Сарой Бернар,и тиражировались нещадно.
Но самое неординарное представление о временах года продемонстрировал Марк Шагал,создавая мозаичную стенку(двадцать один метр,высота — более четырех и ширина — три метра) для скверика возле здания Первого Национального банка Чикаго.
250 оттенков стекла разных цветов составляют рожденные фантазией Шагала рисунки. Художник представил своеобразное напряженное раздумье о том,что пора подводить итоги того,что прожито и пережито.
«Я вижу, — писал Марк Шагал, — эти четыре времени года как символ,отображающий человеческую жизнь,и физическую,и духовную,во всех ее проявлениях…».
Художник как бы собирает вместе свои любимые образы. Обнимаются влюбленные,летают люди и коровы,козы и рыбы,колдовскими красками расцветают цветы… Лошади и музыканты,библейская голова осла и неповторимые очертания городских и деревенских улочек.
К знакомым и привычным образам фантазией художника добавлены и узнаваемые очертания чикагских зданий и линий — своеобразная дань уважения этому городу. И все это связано единой гармонией,единым ритмом,ощущением радостной полноты и непрерывности жизни. Венчает композиции мозаичных плоскостей образ солнца,его щедрых лучей,которые словно подсвечивают все богатство шагаловских красок,его оттенки синего,красного,желтого,зеленого, — всех цветов радуги.
Современные художники тоже задумываются о мимолетности времен: куда уходит лето… Фентези-арт Джозефины Уолл отличает многослойность и насыщенность. Ведь и в каждом сезоне полным-полно чудес и символов! Расцветающее дерево и снежинка… Что ж,по крайней мере на картинах, — всему свое время.
Титульная иллюстрация: Январь. Братья Лимбург. Роскошный часослов Герцога Беррийского. 1409−1416
Вы уверены, что это сделали люди?) Даже в эпоху Возрождения представления о мироустройстве не были НАСТОЛЬКО антропоцентричны)))