войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве

Время беспрепятственно движется в одном направлении — только вперед. Люди примирились с его неумолимым ходом и упорядочили свое мироустройство годичными циклами, сменой времен года, уже не говоря о неизменном чередовании дня и ночи. Какими же символами «кодировали» художники время, и как оно обозначено в искусстве?
Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве

Два берега Стикса


Сезонная символика пользовалась особой популярностью в погребальной культуре Древнего мира. Изображение смены времен года, символизирующей чередование расцвета и угасания жизни, обнадеживало тех, кто оставался по эту сторону Стикса, и должно было служить утешением для тех, кто покидал мир живых. Надгробия и саркофаги украшали сюжетами, напоминающими о бренности земных радостей и неизменном возрождении.
Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве
Например, на рельефе крышки саркофага 130—150 гг. н. э. (коллекция Метрополитен-музея) времена года обозначаются животными, запряженными в повозки. Так медведи означали весну, львы — лето, быки — осень, кабаны — зиму. На фронтальном рельефе саркофага четыре Эрота держат гирлянды, в которые вплетены цветы, соответствующие временам года: колосья злаков, грозди винограда, плоды граната и листья лавра.
Кстати, производные от этой символики использовал Альбрехт Дюрер в ксилографии «Философия»: овальная


Кстати, производные от этой символики использовал Альбрехт Дюрер в ксилографии «Философия»: овальная гирлянда разделена на четыре части, каждая из которых состоит из ветвей растения, выступающего знаком какого-либо времени года: весну представляет лавр, лето — ветви винограда со спелыми гроздьями, осень — клен, зиму — дуб.

Существовали различные варианты персонификации времен года. И если в 1 в.н.э. зима, весна, лето и осень изображались, как правило, в женском обличье, то потом они почему-то приобрели мужские очертания. Крылатые, полные жизни юноши изображены на саркофаге-леносе, известном как «Бадминтонский саркофаг» (260—270 гг. н. э.). Весна изображен с рогом изобилия и зайцем; Лето — с корзинкой с колосьями, серпом (сломан) и венком из колосьев; Справа от Весны — Бог Океан, полулежит на крае овала и льет на землю воду из кувшина; Справа от Диониса — Осень держит корзинку, полную плодов фиги; Зима — с парой уток и связкой камышей. Они символизируют дары процветания и блаженства, которые Дионис преподносит благочестивым покойникам.

«Трепал сегодня ветер календарь….»

Поделив календарный год на 12 периодов, человек дал имя каждому из месяцев, предоставив людям возможность точку опоры для развития культа астрологии. Календари в современном понимании вошли в обиход благодаря молитвословам, которые служили руководством для чтецов и певцов на клиросе. Одно из канонических изобразительных решений календаря создали в 15 веке братья миниатюристы Поль, Жан и Эрман Лимбурги, работая над «Великолепным часословом герцога Беррийского» (Très Riches Heures du Duc de Berry). Иллюстрированная рукопись была заказана герцогом Жаном Беррийским в 1410—1411 годах и осталась незавершённой после смерти художников и их заказчика.
Сам по себе календарь не был редкостью для часословов, но восторг по сей день вызывают иллюстрации цикла «Времена года». Все в них было замечательно: и сюжеты, и композиции, и, конечно, исполнение драгоценными материалами: золотом, ультрамарином, который ценился на вес золота. По миниатюрам можно изучать быт тех времен — настолько тщательно выписаны одежда персонажей, детали изображенных атрибутов… Сюжеты — от сезонных работ крестьян (сбор винограда, жатва и т. д.) и заканчивая занятиями герцогов и их приближенных: охота, парадные обеды, свадьба, куртуазные сценки. Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря.

«Вереницею недель кружит время карусель…»

Тема времен года была довольно популярна в европейском искусстве. Циклы нередко заказывали художникам, и эти найти разработки можно найти почти у всех мастеров.
Самой оригинальной признана серия Джузеппе Арчимбольдо (1563−1573), которая сразу привлекла внимание поклонников чудного таланта. Первый вариант «Времен года» он создал при Максимиллиане, в честь праздника Нового года, и второй — уже при императоре Рудольфе. Самого правителя он, кстати, изобразил в образе Вертумна — древнеиталийского бога времен года и даров земных, бога превращений, метаморфоз и природного изобилия.
При всей необычности изобразительного решения Арчимбольдо точно отобразил дух каждого сезона. Лето п


При всей необычности изобразительного решения Арчимбольдо точно отобразил дух каждого сезона. Лето похоже на веселую румяную старушку, осень — серьезный дедушка. Весна — жизнерадостная клоунесса, на щеках которой полыхает алым цветом заря (1573 год; Лувр), а замыкает цикл картина «Зима». Тему старости иллюстрирует сухое дерево в образе старика, который зябко кутается в накидку из соломы. На ветке — зимние плоды: апельсин и лимон.


По-своему решил задачу Никола Пуссен, создав в последние годы жизни цикл картин «Времена года» (1660—1665).
Никола Пуссен. Осень
Осень
1660-е , 118×160 см
Пуссен соединил определенное состояние природы с одной из ветхозаветных тем. Для Осени выбрал тему из ветхозаветной книги Чисел о посланцах Моисея в страну обетованную. В сюжете «Зима» вы не найдете конкретного изображения зимы, но картина пронизана ощущением холода, поскольку автор изобразил сцену из всемирного Потопа — люди борются за жизнь на фоне суровой холодной природы. Весна — это Земной рай с фигурами Адама и Евы.
В композиции «Лето, или Руфь и Вооз» мастер изобразил жатву, соединив с сюжетом о моавитянке Руфи. Б



В композиции «Лето, или Руфь и Вооз» мастер изобразил жатву, соединив с сюжетом о моавитянке Руфи. Благородная простота и спокойное величие объединяют работы.

Конечно, эту тему не обошел и Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. Цикл "Времена года", январь
Импрессионист Клод Моне, чтобы отразить и время суток, и время года, выбрал один сюжет — стог сена. Так появилась серия из 25 картин, на которых декоративные композиции получили развитие не только во времени, но и в пространстве. Начав работать на пленэре, Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской, добиваясь гармонии цветов.
Серия имела огромный успех. В 1891 г. Моне выставил пятнадцать картин этой серии в галерее Дюран-Рюэля и все были проданы за три дня. Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 г. писал: «Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь „Стога на закате“… Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков».
Известны и популярны прекрасные дамы — времена года, — в исполнении Альфонса Мухи. Есть еще и серия «Месяцы». Томные красотки появились в Париже, на волне успеха афиш с Сарой Бернар, и тиражировались нещадно.

Но самое неординарное представление о временах года продемонстрировал Марк Шагал, создавая мозаичную стенку (двадцать один метр, высота — более четырех и ширина — три метра) для скверика возле здания Первого Национального банка Чикаго.
Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве
250 оттенков стекла разных цветов составляют рожденные фантазией Шагала рисунки. Художник представил своеобразное напряженное раздумье о том, что пора подводить итоги того, что прожито и пережито.
Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве
«Я вижу, — писал Марк Шагал, — эти четыре времени года как символ, отображающий человеческую жизнь,



«Я вижу, — писал Марк Шагал, — эти четыре времени года как символ, отображающий человеческую жизнь, и физическую, и духовную, во всех ее проявлениях…».

Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве
Художник как бы собирает вместе свои любимые образы. Обнимаются влюбленные, летают люди и коровы, козы и рыбы, колдовскими красками расцветают цветы… Лошади и музыканты, библейская голова осла и неповторимые очертания городских и деревенских улочек.
Упорядоченная неотвратимость: время как символ в искусстве
К знакомым и привычным образам фантазией художника добавлены и узнаваемые очертания чикагских зданий и линий — своеобразная дань уважения этому городу. И все это связано единой гармонией, единым ритмом, ощущением радостной полноты и непрерывности жизни. Венчает композиции мозаичных плоскостей образ солнца, его щедрых лучей, которые словно подсвечивают все богатство шагаловских красок, его оттенки синего, красного, желтого, зеленого, — всех цветов радуги.
Рекомендуемые выставки и показы
Современные художники тоже задумываются о мимолетности времен: куда уходит лето… Фентези-арт Джозефины Уолл отличает многослойность и насыщенность. Ведь и в каждом сезоне полным-полно чудес и символов! Расцветающее дерево и снежинка… Что ж, по крайней мере на картинах, — всему свое время.
Титульная иллюстрация: Январь. Братья Лимбург. Роскошный часослов Герцога Беррийского. 1409−1416