В отличие от
Теодора Жерико, страстного наездника, Эдгар Дега на лошади, скорее всего, даже не сидел или держался не очень уверенно. Скачки вызывали в нем страсть скорее платоническую и созерцательную. В балетном классе, на ипподроме или в женской ванной он остается последовательным, скучным и зорким автором закулисных репортажей, но не участником. Зевают, поправляют бретельки на платьях, разминаются, готовятся, устало перемещаются, ждут выхода, переминаются с ноги на ногу, ожидают славы – и на скачках, и в театральном закулисье для Дега происходило одно и то же: едва различимые, промежуточные движения и состояния, обратная сторона парадной, блестящей, напряженной жизни. А вот широкие жесты, выразительные движения, рассчитанные на то, что их рассмотрят даже с задних рядов, драматические коллизии, предельные состояния художника Дега не интересуют.
Больше половины пастелей и полотен Дега, написанных на ипподроме Лоншан, называются «Перед стартом». Остальные – это тренировки и выездка. Драматических моментов непосредственно со скачек – несколько штук, и те очень ранние.
Эта работа была представлена на Четвертой выставке импрессионистов в 1879 году – и Дега к этому времени уже выработал собственные принципы выразительности. Зная о скорой и неизбежной надвигающейся слепоте, он ценит остроту взгляда, как никто. Он нарезает жизнь на бесценные фрагменты, фиксирует малейшие изменения и неловкие смены поз, промежуточные состояния и едва уловимые движения. Одержимый техническими живописными экспериментами, он использует в этой работе на бумаге пастель, гуашь, масло и так называемую эссенцию (масляная краска, сильно, до прозрачности, разбавленная растворителем).
Но главные претензии со стороны критиков и зрителей на той выставке, конечно, должен был вызвать столб, нагло расположившийся на переднем плане. Столб, который перерезает композицию на две части и скрывает морду лошади. На самом деле он расположен здесь с математической точностью – и делит холст на части 1/3 к 2/3. Писатель Поль Валери написал длинное эссе о Дега и почти в каждой его части настаивал на том, что в искусстве Эдгара Дега столько же математики, сколько и непосредственности вдохновения:
«Всякое произведение Дега серьезно. Какими бы веселыми или даже игривыми ни казались порой его карандаш, пастель или кисть, их движения никогда не бывают бесконтрольными. Во всем господствует воля. Он всегда считает, что его линия еще недостаточно точна. Он не стремится достичь ни красноречия, ни поэзии живописи; он ищет только истину в стиле и стиль в истине. Его искусство подобно предельно ясной и точной прозе моралистов, излагающей новое и достоверное наблюдение».
В «Жокеях перед скачками» Дега со всей серьезностью и логическим расчетом выталкивает фигуру жокея вправо, обрезая линию его плеча и круп лошади. При этом слева оставляет пустым целый фрагмент поля, ровно треть от общей ширины. Ничего необычного для современного зрителя, который и сам не раз щелкал на телефон важные события и не успевал сместить видоискатель, пытаясь поймать в фокус и в центр кадра самое важное. Но в 1879 году на выставке в центре Парижа виртуальный видоискатель, смещенный Дега в сторону от главных героев, воспринимался как намеренное издевательство. Еще и этот столб.
Автор: Анна Сидельникова