Клода Моне не интересовала архитектура. Ну в самом деле, шедевры архитектуры так не пишут: небольшой эпизод фасада, обрезанные башни. В
серии «Руанский собор» больше 30 полотен – и каждое из них, как всегда, о свете и воздухе:
Руанский собор вечером,
Руанский собор в серый день,
Руанский собор, гармония золотого и голубого и еще много атмосферных вариаций этого готического шедевра.
Говорили, что Моне удалось оживить даже камень, говорили, что Моне смог изобразить модель не только в трех измерениях, но и в четвертом – во времени. Для самого же художника эта история была настоящей схваткой с совершенно новой моделью: с февраля по апрель 1892 года он ежедневно, с утра до вечера, приходит писать собор. Приходит, кстати, к торговцу модной одеждой, лавка которого находилась прямо напротив нового объекта страсти художника. Он платит владельцу завидной точки зрения на собор, чтобы иметь доступ к комнате на втором этаже. Через несколько дней приходится отгородить Моне ширмой от покупателей, которые выражают все большее недовольство от соседства со странным художником, расставившим в примерочной комнате десяток холстов.
Обычный способ Моне писать серии просто разбивается о весенние руанские непогоды. Это в Живерни он мог в разгар лета расставить 20 холстов вдоль реки и писать тополя в разное время дня, едва успевая менять полотно на соответствующее времени. Изо дня в день солнце освещало тополя одинаково в определенное время суток. А это проклятое межсезонье с туманами и дождями… Вчера в полдень было яркое солнце, а сегодня все совсем иначе – за серым туманом почти ничего не видно.
Моне работает исступленно и нервно, его настроение меняется по несколько раз на дню: от удачно схваченного оттенка он приходит в восторг, от каждой неудачи впадает в отчаянье. Эта крайняя степень напряжения вылилась в особую фактурность серии «Руанский собор» - полотна словно вылеплены из нескольких слоев спорящих друг с другом красок.
В одном из ежедневных писем жене Алисе к концу своего пребывания в Руане Моне жалуется:
«Все, я больше так не могу, я совершенно сломлен. Всю ночь сегодня снились кошмары — на меня падал собор, а я все никак не мог понять, какого он цвета — голубой, розовый или желтый…»На самом деле собор был неуловимо разным – но в этой схватке Моне победил. Современные музеи и коллекционеры могут благодарить весенние туманы и дожди – изображений Руанского собора в разную погоду и при разном освещении хватило для того, чтобы украсить коллекции Руанского музея изящных искусств (одно из полотен было куплено музеем сразу же – не успели высохнуть краски), музея д’Орсэ, а также музеев Германии, США, Японии, Швейцарии.
Автор: Анна Сидельникова