войти
опубликовать

Камилла
Клодель

1864−1943
Камилла Клодель (фр. Camille Claudel, 8 декабря 1864, Фер-ан-Тарденуа – 19 октября 1943, Монтедеверже, близ Авиньона) – самая выдающаяся женщина-скульптор, жила и работала во Франции, ученица, помощница, а позже – соперница Огюста Родена.

Особенности творчества Камиллы Клодель: юная Камилла, ребенок-вундеркинд, лепила из глины первые скульптуры, ничего не зная об академической скульптуре, правилах мастерства и человеческой анатомии. При этом она уже интуитивно превосходила традицию и оставляла ее позади. В отличие от своего учителя Огюста Родена, одержимого движением, Камилла стремится к равновесию и устойчивости. При этом страсть, чувственность, печаль, отчаянье она передает с особым мастерством.
Оставляя часто следы резца на поверхности скульптуры, Клодель заставляет фактуру поверхности участвовать в создании впечатления. Поздние ее работы называют экспрессионистскими, похоже, они лет на 50 опередили подобные эксперименты в скульптуре.

Известные скульптуры Камиллы Клодель: «Вертумн и Помона (Шакунтала)», «Вальс», «Зрелость», «Клото».

О жизни Камиллы Клодель говорят больше, чем о ее творчестве. Истории о ее романе с Огюстом Роденом так же удобно ложатся в трагические киносценарии и глянцевые статьи, как истории об ухе Ван Гога или о криминальных талантах Караваджо. Захватывающе и всегда тянет на бестселлер. Справедливое признание Камиллы Клодель как знакового для истории искусства скульптора запоздало лет на сто: первый музей с ее работами открылся только в 2017 году, в небольшом городке Ножан-сюр-Сен под Парижем, где маленькая Камилла копала свою первую глину в окрестных лесах и лепила первые бюсты в сарае рядом с домом.

Дикая глина
В семье Камиллы Клодель работали, экономили, громко ссорились, ответственно занимались домашним хозяйством, учили детей христианским ценностям, чувству долга и никогда их не целовали. Луи-Проспер Клодель, отец Камиллы, был чиновником, его несколько раз переводили по службе из одного небольшого городка в другой – и все семейство переезжало с ним вместе. Суровый, жесткий, прямолинейный Луи-Проспер считал расточительство признаком глупости и невоспитанности, но без сожалений продавал принадлежавшие ему после женитьбы участки земли, чтобы обеспечить обучение детей, и поддерживал детей даже когда они вдруг выбрали совсем не респектабельные и не денежные занятия.
Детей было трое, Камилла – старшая. Ее страстное детское увлечение скульптурой возникло из ниоткуда – ни уроков, ни учителей, ни сильных художественных впечатлений. Она сама копает глину, перечитывает все книги из семейной библиотеки – и разбирает их на подходящие сюжеты, героические профили, вдохновляющие сцены. А заодно, штудируя античную, классическую и современную французскую литературу, расширяет кругозор до таких масштабов, что несколько лет спустя будет свободно разговаривать на самые сложные темы в кругу парижских интеллектуалов и демонстрировать неожиданные для юной девушки знания.
Лучшим другом маленькой Камиллы будет брат Поль. Потом он вырастет, станет известным поэтом, драматургом, будет номинирован на Нобелевскую премию 6 раз, в качестве посла и консула будет работать в Америке, Китае, Японии, Бразилии. Его Камилла всегда будет любить и ждать – по легенде, которую некому проверить, одинокая и всеми забытая Камилла перед смертью прошептала «Мой милый Поль».
А пока ей 12, а ему 8 – и между занятиями с частным репетитором он честно месит глину и гипс для Камиллы, обожает ее, с радостью подчиняется ее железной воле и позирует для первых бюстов. Даже регистратор ипотечных кредитов Луи-Проспер понимает, что у дочери талант, которому сложно противостоять. И он приглашает скульптора Альфреда Буше взглянуть на работы Камиллы.

Мраморная глыба
Юная Камилла заполняла модный в светских гостиных альбом с вопросами для одного знакомого. На вопрос «Твои любимые добродетели?» ответила «Нет таких: они все скучны». Она не кокетничала и не интересничала – Камиллу действительно мало заботят традиционные добродетели и жизненные сценарии. Эта женщина – как глыба мрамора, устойчивая, благородная и породистая, ее нужно только немного обтесать, придать форму.
В 1881 году Камилла с матерью, братом и сестрой перебирается в Париж. Во-первых, Буше давно говорит о важности художественного образования для Камиллы, во-вторых, Полю тоже необходимо приличное образование. Париж оправился от войны, отсмеялся уже на 5 выставках художников-импрессионистов, устроил грандиозную Всемирную выставку, признал Мане и смирился с новым искусством. Но еще не сошел с ума настолько, чтобы принимать женщин в Академию изящных искусств и позволять им лепить обнаженную натуру. Даже в Салон ее работу «Старуха Элен» принимают с первого раза, но учить в Академии не готовы.
Камилла берет уроки в частной академии Коларосси и снимает мастерскую с несколькими скульпторами-англичанками. Раз в неделю к ним заходит Буше, чтобы дать комментарии к работам и обучить основам мастерства. Уезжая в Италию, он просит друга Огюста Родена заменить его и особенно присмотреться к юной Камилле Клодель – ее стиль удивительно напоминает роденовский.

Золотой прииск
«Для мужчины быть скульптором – это постоянный вызов здравому смыслу. Для женщины, тем более с характером моей сестры – это совершенно невероятно», – писал Поль Клодель, брат Камиллы. Упрямая, одержимая, страстная, она стала единственной женщиной-помощницей в мастерской Родена, обтесывала мрамор, уменьшала и увеличивала формы для отливки из бронзы. Очень быстро из молчаливого подмастерья и робкой ученицы Камилла превращается в первую помощницу и советчицу. Октав Мирбо говорил, «она дала Родену счастье быть понятым».
19-летняя, она ускользает за 40-летним Роденом в особый, состоявшийся, взрослый круг общения: известные писатели, именитые журналисты, скандальные художники. Она упускает призрачную возможность жить впроголодь на Монмартре, бунтовать, узнать Боннара и Матисса, своих почти-ровесников, вступить в какое-нибудь авангардное объединение. Очень скоро женщины-художницы станут себе такое позволять, но пока не Камилла.
Ее связь с Роденом продлится 15 лет. В какие-то чудесные золотые годы взаимного профессионального восхищения, любовной страсти, нечеловеческого взаимопонимания у них все будет общим: руки и ноги, вылепленные Камиллой, голова, вылепленная Роденом, пока Камилла позирует. Она получает щедрые комиссионные за напряженную работу, может снимать квартиру поближе к его тайной (только для свиданий) мастерской, в одержимой работоспособности может высекать собственные большие, уже мастерские, тонкие работы и во всем помогать учителю-любовнику. Она не может ничего поделать только с той женщиной, к которой Роден постоянно возвращается домой.
Разрыв опустошил обоих. Роден лишался близкой собеседницы, любимой натурщицы (все еще головокружительно красивой), блестящей помощницы. Камилла лишалась всего, но пока не верила в это.
Когда на Камиллу будут рушиться обвинения в подражательстве, Роден скажет: «Я просто показал ей, как добыть золото, но это золото ее». Правда, его мало кто будет слушать.

Гипсовые обломки
Оставшись без покровительства Родена, Камилла Клодель упрямо и вызывающе освобождает свое искусство от его влияния. Она надеется, что нашла собственный путь: ее эксперименты с материалами и глазурями уже цепляются за модернистские находки, а «Голова старика» обнажает оплывшую складками фактуру-структуру, на десятки лет опережая фигуры Джакометти. Для ее «Клото» невозможно найти скульптурную традицию и подтянуть к какому-либо направлению поисков. Клодель доказывает, что она зрелый мастер, особый, гениальный, но доказывает только себе. Критики не прощают ей творческой и личной связи с Роденом, сейчас он в зените славы, его модно превозносить и относить к эпигонам всех, кто хоть немного эмоциональней мраморной колонны. Камилла намного эмоциональней.
Несколько раз ей готовы сделать государственный заказ – и на последних этапах переговоров все обязательно срывается. Частные заказчики, унизительные подработки и старые друзья не дают умереть от голода, но отчаянье непризнания становится все более глубоким и болезненным. А признание ей нужно грандиозное – на полумеры она не согласна. Камилла видит за всеми неудачами Родена: он настраивает против нее государственные комиссии, он подсылает к ней шпионов, чтоб красть идеи. Однажды она разнесет на сотни осколков все работы в мастерской – чтоб они не достались Родену.
«Пусть эта история заставит трепетать семьи, в которых случается это ужасное несчастье, худшее из того, чего можно опасаться, - артистическое призвание!» - напишет Поль Клодель во вступлении к первой посмертной ретроспективе работ Камиллы.
Последние 30 лет она проведет в психиатрической клинике и никогда больше не притронется к глине. Она умрет здесь в 1943 году, забытая и покинутая даже родными.

Автор: Анна Сидельникова


Перейти к биографии