Описание картины «Масленица»
Сегодня знаменитые Кустодиевские «Масленицы» (1, 2) - достояние нации, признанный образчик подлинно народного, но оттого не менее очевидного искусства. Типичное школьное сочинение по картине Кустодиева «Масленица» начинается со слов о «самых красивых и праздничных образах в русской живописи», о том, как беззаветно художник любил родину и как тонко чувствовал «русский характер». Однако при жизни художника праздничный перезвон бубенцов нередко тонул в гвалте сердитых голосов – не все Кустодиеву «было масленицей».
Разумеется, Борису Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с всеобщим восхищением. Одни критиковали его за то, что он будто бы подражает Репину, находились и те, кто пенял его портретам на «недостаток репинского психологизма». Но самую яростную критику вызвала «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916-м.
Когда Петербугская академия художеств приобрела картину за 1700 рублей, несколько членов совета вышли из его состава в знак протеста против «покупки малограмотного кустодиевского лубка».
Кустодиев в это время был прикован к постели после очередной операции на позвоночнике, «Масленицу» он писал по памяти. Работа над картиной была для него возможностью вновь пережить любимый праздник, почувствовать свист ветра в ушах, не вставая с кровати. Кустодиев, полагавший, что пестрые краски, бесшабашное веселье и простые эмоции «весьма свойственны русскому характеру», считал, что нашел для своей картины правильную и искреннюю интонацию. И тяжело переживал критику.
К счастью, за любимого ученика вступился сам Репин, пришедший от «Масленицы» в восторг. Но лучшим «адвокатом» Кустодиева стал, пожалуй, историк живописи Александр Бенуа, писавший: «Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».
Автор: Андрей Зимоглядов
Разумеется, Борису Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с всеобщим восхищением. Одни критиковали его за то, что он будто бы подражает Репину, находились и те, кто пенял его портретам на «недостаток репинского психологизма». Но самую яростную критику вызвала «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916-м.
Когда Петербугская академия художеств приобрела картину за 1700 рублей, несколько членов совета вышли из его состава в знак протеста против «покупки малограмотного кустодиевского лубка».
Кустодиев в это время был прикован к постели после очередной операции на позвоночнике, «Масленицу» он писал по памяти. Работа над картиной была для него возможностью вновь пережить любимый праздник, почувствовать свист ветра в ушах, не вставая с кровати. Кустодиев, полагавший, что пестрые краски, бесшабашное веселье и простые эмоции «весьма свойственны русскому характеру», считал, что нашел для своей картины правильную и искреннюю интонацию. И тяжело переживал критику.
К счастью, за любимого ученика вступился сам Репин, пришедший от «Масленицы» в восторг. Но лучшим «адвокатом» Кустодиева стал, пожалуй, историк живописи Александр Бенуа, писавший: «Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».
Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотацию
Местонахождение
Другие работы этого художника
Эта работа в подборках пользователей
Жанровая сцена
1 710 работ • 0 комментариев
FB
504 работы • 0 комментариев
Борис Михайлович Кустодиев
15 работ • 0 комментариев
Масленица Борис Михайлович Кустодиев 1916
1 работа • 0 комментариев
С этой работой в подборки добавляют

0
Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
1864, 54.8×80.5 см

1
Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
1866, 123.5×167.5 см

2
Приезд институтки к слепому отцу
1870, 60.5×53 см

3
Степан Разин
1918, 98×72 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.