Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста
1916, 61×123 см • Масло, Холст

Описание картины «Масленица»

Сегодня знаменитые Кустодиевские «Масленицы» (1, 2) - достояние нации, признанный образчик подлинно народного, но оттого не менее очевидного искусства. Типичное школьное сочинение по картине Кустодиева «Масленица» начинается со слов о «самых красивых и праздничных образах в русской живописи», о том, как беззаветно художник любил родину и как тонко чувствовал «русский характер». Однако при жизни художника праздничный перезвон бубенцов нередко тонул в гвалте сердитых голосов – не все Кустодиеву «было масленицей».

Разумеется, Борису Кустодиеву приходилось сталкиваться не только с всеобщим восхищением. Одни критиковали его за то, что он будто бы подражает Репину, находились и те, кто пенял его портретам на «недостаток репинского психологизма». Но самую яростную критику вызвала «Масленица», написанная Кустодиевым в 1916-м.

Когда Петербугская академия художеств приобрела картину за 1700 рублей, несколько членов совета вышли из его состава в знак протеста против «покупки малограмотного кустодиевского лубка».

Кустодиев в это время был прикован к постели после очередной операции на позвоночнике, «Масленицу» он писал по памяти. Работа над картиной была для него возможностью вновь пережить любимый праздник, почувствовать свист ветра в ушах, не вставая с кровати. Кустодиев, полагавший, что пестрые краски, бесшабашное веселье и простые эмоции «весьма свойственны русскому характеру», считал, что нашел для своей картины правильную и искреннюю интонацию. И тяжело переживал критику.

К счастью, за любимого ученика вступился сам Репин, пришедший от «Масленицы» в восторг. Но лучшим «адвокатом» Кустодиева стал, пожалуй, историк живописи Александр Бенуа, писавший: «Настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями. Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».

Автор: Андрей Зимоглядов
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Приезд институтки к слепому отцу
  • Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
  • Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
Жанровая сцена
1 710 работ • 0 комментариев
  • Сатурн, пожирающий своих детей
  • Похороны сардинки
  • Дух мертвых не дремлет
FB
504 работы • 0 комментариев
  • Портрет писательницы А. В. Шварц
  • Булочник. Из серии "Русь. Русские типы"
  • Степан Разин
Борис Михайлович Кустодиев
15 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления
0
Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления

1864, 54.8×80.5 см
Тройка (Ученики мастеровые везут воду)
1
Тройка (Ученики мастеровые везут воду)

1866, 123.5×167.5 см
Приезд институтки к слепому отцу
2
Приезд институтки к слепому отцу

1870, 60.5×53 см
Степан Разин
3
Степан Разин

1918, 98×72 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.