«Мыслитель» - самая известная и узнаваемая скульптура. Во всем мире сегодня в музейных и университетских садах, на центральных городских площадях установлены 25 скульптур, отлитых при жизни Родена или после его смерти французским государством. Копий, повторов, вариаций – гораздо больше.
Одного из
американских «Мыслителей» однажды взорвали. В 1970 году, 24 марта около часа ночи, у основания скульптуры неизвестные заложили динамит – прогремел сильный взрыв, который повредил бронзовые ноги Мыслителя. Скульптуру не стали ни реставрировать, ни отливать заново – ее оставили искореженной. Из музейной скульптуры она превратилась в памятник. Взрывники не были городскими сумасшедшими, они были радикальными бунтарями и террористами, которые постарались, чтоб взрыв не задел людей, а только привлек внимание. Они выбрали произведение, десятилетиями аккумулировавшее энергию зрительских взглядов, классических текстов и критики, информационные слои, восторги, смыслы, переосмысления. И рванули его в знак протеста против войны во Вьетнаме и против американской политики. «Мыслитель» подходил как нельзя лучше для этой цели.
По легенде, «Мыслителем» скульптуру назвали литейщики, отливавшие копии. Сам Роден называл скульптуру «Поэт» - она венчала грандиозную композицию
«Врат ада» и изображала Данте, который наблюдает сверху за мучениями грешников. Данте, который понимает, что ему придется спуститься вниз, в самый ад. Роденовский Данте неканоничный – ни волнительной худобы, ни привычного хитона. Скульптор, так легко обнажавший в работах даже своих легендарных современников, и с классиком обходится по-своему. Ему необходима эта обнаженность.
Мощное, напряженное, работающее атлетическое тело и спокойная, отстраненная сосредоточенность позы, мимики – на этом контрасте вырастают до сих пор новые эмоциональные и философские смыслы. Сам Роден думал, что раскрывает главный секрет собственной работы: фигура производит такое впечатление, потому что в ней каждая мышца, каждый сустав, каждая часть тела в задумчивости, пальцы ног, сжатый кулак, спина и ноздри, а не только мозг и не только общее выражение лица. Но зрители, критики, художники, писатели и поэты часами ходили вокруг «Мыслителя», установленного сначала перед Пантеоном, потом в саду отеля Бирон, потом отлитого в увеличенных копиях и разъехавшегося по миру, и видели новое. Не мыслителя, бесплодно блуждающего в собственных раздумьях, а созидателя, деятеля, который уже видит воплощенные образы.
Немецкий офтальмолог Макс Линде, поклонник Родена и коллекционер его работ, писал скульптору:
«Вы создали его для «Врат ада» как закон, порядок, который поднимается над человеческими страстями. Его можно трактовать как нечто, что художник противопоставляет всему мирозданью. Homo sapiens как противоположность природе и примитивной жизни». Макс Линде установил «Мыслителя» в саду перед домом – и несколько лет спустя вокруг скульптуры будет ходить другой друг доктора,
Эдвард Мунк. Здесь он напишет единственную картину с изображением скульптуры –
«Мыслитель» Родена в саду доктора Линде в Любеке».
Критики в Копенгагене, первыми увидевшие самостоятельную скульптуру, уже отделенную от общей композиции «Врат ада», писали с восхищением и видели в ней погружение в мир Микеланджело, однако не подражание ему (журнал Kunstbladet). В Париже, почти уже по традиции, над «Мыслителем» насмехались, покупать не собирались. Но смеялись, конечно, не все – Роден становился фигурой легендарной, известной. И защитники скульптора объявили о сборе денег – устроили общественную подписка для выкупа скульптуры и передачи ее французскому государству. «Мыслителя» отлили в бронзе, установили перед Пантеоном, торжественно открыли. А через 16 лет убрали, споры не утихали все это время.
Когда жена Родена Роза умерла, он установил над ее могилой копию «Мыслителя», зная, что эта скульптура со временем станет и его надгробием.
Автор: Анна Сидельникова