войти
опубликовать
Козьма Солдатёнков
               
               
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Козьма Солдатёнков

Козьма Медичи — так прозвали его знакомые за щедрое покровительство искусству и науке, а также благотворительность. Не имея формального образования, купеческий сын, однако же, прослыл человеком незаурядного ума и утонченного художественного вкуса: с детства он стремился к знаниям и, когда стал вести дела самостоятельно, основал издательство — ведь сам он все свои знания почерпнул из книг.
Козьма Солдатёнков
Козьма Солдатёнков
меценат (с 1850-х годов), коллекционер (с конца 1840-х годов)


Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818−1901) — московский купец, меценат, книгоиздатель, коллекционер. Солдатёнков стал выдающимся коммерсантом, а духовные поиски привели его к путешествиям, коллекционированию предметов искусства и, конечно, меценатству. На сегодня официально установлено, что за свою жизнь он пожертвовал более 5 миллионов рублей (больше 5 млрд по нашим временам) на благотворительность. Существенная часть этих денег была потрачена на поддержку русского искусства. Свою великолепную и разношерстную коллекцию он собирал на протяжении 50 лет.

Возглавив семейное дело по производству и продаже текстиля, а также осуществив ряд собственных коммерчески успешных инициатив (страхование, акционерство), Солдатёнков сознательно обеспечил себе поддержку как западников, так и славянофилов: именно на его средства издавались и «Колокол», и «День», на страницах которых идейные противники яростно полемизировали друг с другом. Сам же купец вошел в советы крупных коммерческих банков в Москве и Санкт-Петербурге, а также был избран старшиной Московского биржевого комитета (1870−1881) и депутатом Московской городской думы (1863−1873).
Жемчужиной коллекции Солдатёнкова многие признают «Лик спасителя» Андрея Рублёва.

Жемчужиной коллекции Солдатёнкова многие признают «Лик спасителя» Андрея Рублёва.

В 1861 году в Москву из Санкт-Петербурга был перевезен публичный Румянцевский музей — внушительное собрание книг, монет, рукописей и других этнографических и исторических материалов. К тому моменту необходимость в открытой общественной библиотеке в Москве обострилась, и Солдатёнков материально поддержал эту инициативу. Кроме того, он стал одним из учредителей Общества древнерусского искусства при музее. Далее до самой смерти он ежегодно переводил музею тысячу рублей — сейчас эта сумма составила бы больше миллиона рублей.

Не раз Солдатёнков оказывал помощь и Художественно-промышленному музею (ныне — Музей декоративно-прикладного и промышленного искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова), а в 1894 году выплатил 2400 рублей (около 2,4 млн на сегодня) за гипсы Мюнхенской глиптотеки для коллекции слепков признанных произведений искусства Ивана Цветаева, который в то время создавал Музей изящных искусств в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Очень высоко Козьма Терентьевич ценил художника Тропинина — одно из ключевых мест в собрании Солдатё

Очень высоко Козьма Терентьевич ценил художника Тропинина — одно из ключевых мест в собрании Солдатёнкова занимает знаменитый «Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»,

В конце 1840-х, когда Козьма Терентьевич начал собирать произведения русских художников и скульпторов (а среди них Брюллов, Иванов, Тропинин, Левитан, Федотов, Перов, Айвазовский, Щедрин и другие), в самой России они почти не продавались (а на Западе — и подавно). Русская художественная школа как явление сама едва осознавала себя в это время. Под руководством искусствоведа Николая Боткина и художника Александра Иванова Козьма Солдатёнков собрал обширную коллекцию русской живописи, впоследствии ставшую национальным культурным достоянием.
Чтобы поддержать художников, деликатный Солдатёнков обычно завышал стоимость картины при покупке.
Солдатёнков и художник Александр Риццони, который писал, что если бы не коллекционеры Третьяков, Пря

Солдатёнков и художник Александр Риццони, который писал, что если бы не коллекционеры Третьяков, Прянишников и Солдатёнков, то русским художникам попросту некому было бы продать свои картины — «хоть в Неву их бросай».

После смерти Александра Иванова в 1858 году Риццони стал одним из главных советчиков Солдатёнкова в вопросах искусства и дальнейшего формирования коллекции.

Начало коллекции Козьмы Медичи положила «Вирсавия» Брюллова.
Собрание Солдатёнкова стало первым собранием русской живописи в Москве, на несколько лет опередив коллекцию Павла Третьякова. А дом номер 37 на Мясницкой, в котором обитал купец со своей коллекцией, — важной достопримечательностью города. Усадьба Солдатёнкова по-прежнему на месте, хотя и пережила многое: после революции она была санаторием, во время Второй Мировой Войны здесь располагалась ставка верховного главнокомандующего — Сталина, потом — приемная министра обороны СССР. Сейчас в доме находится Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения.
Картины, висевшие на стенах особняка на Мясницкой:
При жизни Солдатёнкова особняк отражал многогранную и противоречивую натуру своего хозяина: оформление преимущественно эклектично, а в выборе картин не прослеживалось единого стиля и личных пристрастий — так свидетельствовали в разной мере выдающиеся современники купца, среди которых, кроме художников и критиков, также писатели Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Забелин, Иван Аксаков.
По завещанию Солдатёнкова собрание из 250 картин (222 из которых написаны русскими художниками), а также скульптуры, иконы (включая работы Рублева), листы графики и обширная библиотека (тысячи книг и журналов) были переданы Румянцевскому музею. В 1924 году после закрытия музея по завещанию неделимое наследство было распределено между Третьяковской галереей (58 картин, среди которых «Завтрак аристократа» Федотова — полотно, украшавшее кабинет Солдатёнкова), ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственным Музейным фондом, откуда примерно сотня картин разошлась по музеям страны. Сегодня уже невозможно документально проследить судьбу каждой картины из коллекции Солдатёнкова. Известно, что накануне войны «Солдатенковский зал» размещался в 37 музеях 33 городов. После Третьяковки самое большое собрание солдатёнковских картин — в Омске (11 полотен): «Молебен во время засухи» Мясоедова, «Дьячок» Маковского, «Дворик в Севилье» Якоби и другие.
Рекомендуемые работы
Светлана Макарова. Хранители
Хранители
2020, 60×80 см
Ганс Хайнер Бор. Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
  • Реклама
Лошадь, медведь, ворон - картина, сохраняющая время
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Кувшинки
  • Реклама
Кувшинки
2021, 50×40 см
$103
Оригинал
Наталия Припутникова. Гитара
  • Реклама
Гитара
2020, 60×45 см
$223
Оригинал
Ганс Хайнер Бор. Контрабанда
  • Реклама
Контрабанда
2024, 130×180 см
€10
Цифровая копия
Кенберг. らすのとまりけ
  • Реклама
らすのとまりけ
100×60 см
$2 050
Оригинал
Еще 6 полотен находятся в Севастополе: «В коридоре окружного суда» Касаткина, «Похороны ребенка» Маковского, «На морском берегу» Орловского, «Сосна» Мещерского, «Пейзаж с фигурой дровосека» Линдхолма, «Сироты» Ржевской. В Русском музее хранятся три полотна из коллекции: эскиз Иванова к «Явлению Христа народу», картина Маковского «Передняя мирового судьи» и «Старик-начетчик» Боткина.
Кроме меценатства в сфере искусства и образования, Солдатёнков строил и содержал больницы для бедных, богадельни и приюты. В завещании он выделил громадные суммы для их поддержания, а также для постройки ремесленного училища и городской больницы для бедных. В 1920 году этой больнице присвоили имя Сергея Боткина — брата того самого Николая Боткина, который участвовал в формировании собрания русской живописи Солдатёнкова.

Главное фото — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Козьмы Солдатёнкова кисти Аполлинария Горавского (1857 год, из собрания Государственной Третьяковской Галереи, Москва).