войти
опубликовать

Умберто
Боччони

Италия • 1882−1916

Биография и информация

Умберто Боччони родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 года в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме, где обучался с 1898 по 1902 годы. Одновременно изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции.

В начале творчества его стиль был близок веризму. Впоследствии Умберто испытал воздействие кубизма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти – основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе. Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи». С этого же года Боччони стал главой и теоретиком футуризма в итальянском изобразительном искусстве.

Итальянский живописец и скульптор. В 1901 Боччони, вместе с Северини, занимается в мастерской Дж. Баллы в Риме, оказавшего большое влияние на его творчество. После пребывания в Париже в 1906 он живет в Милане. В серии "Пригороды" (1908-1910), посвященной социальным темам и выполненной в манере сурового реализма, с асимметричной композицией и невероятной перспективой, художник выражает принципы эстетики Баллы и итальянского дивизионизма. Постепенно на место имитативного веризма ранних работ приходит искусство психического воздействия, где приобретает особое значение социальный символизм ("Поднимающийся город", 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства) и чрезмерно акцентированный эмоциональный анализ ("Траур", 1910, Нью-Йорк, собрание М. Шульц; знаменитая серия "Состояния души", 1911 - "Прощание", Милан, Гал. современного искусства, "Те, кто уходят", там же, "Те, кто остаются", там же). Развивая свои первые искания в области дивизионизма, Боччони достигает динамических эффектов, уже близких к концепциям футуристов ("Драка в галерее", 1910, Милан, пинакотека Брера). В 1910 он знакомится с поэтом Маринетти и художниками Карра и Руссоло. Из этих встреч рождается футуризм. В этом же году Боччони пишет "Манифест художников-футуристов" и затем "Манифест техники футуристической живописи". С этого момента он устраивает выставки в европейских столицах и сотрудничает в журнале "Lacerba". В манифесте скульптуры (1912) он излагает свою поэтику. Боччони был самым активным участником и важнейшим представителем футуристического движения. В одной из своих работ Р. Лонги подчеркивает, что для Боччони проблема пластического динамизма, сам принцип футуристической поэтики заключался в "постижении окрашенных, вибрирующих, распыленных, состоящих из плоскостей атомов". Его первые футуристические произведения в живописи и скульптуре датируются 1911 ("Взрыв смеха", Нью-Йорк, Музей современного искусства). После нового пребывания в Париже (1911-1912), вместе с Северини и Маринетти, Боччони работает над фундаментальной проблемой футуристической эстетики - конструкцией динамических форм, основанной на понятиях "симультанности" и "линий-сил". Он развивает свои взгляды в теоретических трудах и таких картинах, как "Материя" (1912, Милан, частное собрание), (1912, Милан, пинакотека Брера), "Атака улан" (1915, там же) или в серии "динамических" композиций ("Динамизм человеческого тела", 1913, Милан, Гал. современного искусства). В этих произведениях художник ставит проблему взаимоотношения футуризма и кубизма, которую пытается разрешить с помощью динамической трактовки объемов. Его поздние работы (серия гуашей и рисунков, 1912-1913; "Портрет Ферруччио Бузони", 1916, Рим, Гал. современного искусства) свидетельствуют о явном возвращении Боччони к искусству Сезанна. Боччони Участвовал во всех футуристических выставках. Сразу после смерти художника прошла большая ретроспективная экспозиция его работ. В 1966 на венецианском Биеннале были представлены живописные и скульптурные произведения Боччони, а на выставке в Реджоди-Калабрия - его графические работы. Произведения Боччони представлены в Нью-Йорке (Музей современного искусства), Милане (Гал.современного искусства), Риме и в частных собраниях в США и Италии. В 1982-1983 в Милане (Палаццо Реале) прошла очередная выставка его работ.