В фондах Государственного Исторического музея хранится сильно пострадавший от времени и в целом ничем особо не примечательный женский портрет. Его лессировки (красочные слои) изрядно повреждены, по причине чего портрет выглядит размытым, а подпись, которая могла бы указать на авторство, – отсутствует.
Считается, что его автор – знаменитый в середине XVIII века Алексей Антропов, а изображена на портрете
Елизавета Романовна Воронцова.
Две дочки графа и генерал-аншефа Романа Илларионовича Воронцова вошли в историю – старшая Елизавета (род. в 1739) и младшая Екатерина (род .в 1743). Рано лишившись матери, обе будут определены императрицей Елизаветой Петровной во фрейлины к жене её племянника Петра III, великой княгине Екатерине Алексеевне.
Младшая Воронцова, в замужестве Дашкова, станет соратницей и подругой будущей Екатерины II, одной из образованнейших женщин своего времени и возглавит Санкт-Петербургскую Императорскую Академию наук (её лучшие портреты принадлежат кисти ученика Антропова –
Дмитрия Левицкого). А вот старшая, напротив, будет вызывать у Екатерины отвращение.
Сохранившиеся словесные описания наружности Елизаветы Романовны Воронцовой куда ярче и красноречивее антроповского портрета.
«Трудно себе представить женщину безобразнее её: она похожа на трактирную служанку!» – сообщал французский посланник Бретейль. Ему вторил другой посланник, Фавье:
«Безобразие Воронцовой было невыносимо и не искупалось ни хорошим сложением, ни белизной кожи». Сама императрица Екатерина будет подчеркивать в мемуарах нечистоплотность Елизаветы Воронцовой и живописать, как после перенесённой болезни лицо её изрыли не просто оспинки – настоящие рубцы.
Впрочем, отвращение Екатерины можно понять, ведь именно в «широкорожую» Елизавету Воронцову влюбился её супруг, великий князь Пётр Федорович. Их отношения ни для кого не составляли секрета: Воронцова числилась «официальной фавориткой», наследник престола обожал её и ласково звал «Романовной». Императрица Елизавета оставалась глуха к унижениям, переносимым в этом браке Екатериной: связь племянника с несуразной Воронцовой её скорее забавляла, она потакала фаворитке и звала её «госпожа Помпадур».
Унаследовав русский престол, Пётр III немедленно поселил Воронцову в соседних со своими покоях Зимнего дворца и надел на неё Екатерининскую ленту – знак камер-фрейлины (именно с этим знаком Воронцова изображена на портрете Антропова). Он даже собирался жениться на Елизавете, а законную супругу упрятать, по доброй монаршеской традиции, в монастырь. Однако Екатерина оказалась умнее и дальновиднее. Всего через полгода Петр III лишится не только трона, но и жизни.
Елизавета Воронцова, супротив ожиданий, не подверглась репрессиям. Она была удалена от двора, но затем вполне счастливо выдана замуж за статского советника Александра Полянского, младшего из сыновей от этого брака Екатерина II даже крестила.
Антропов изобразил Елизавету Воронцову застывшей в странном положении (будто откинувшись назад), с короткой шеей, одетой в синее платье с кружевами, соответствующее моде
рококо (её как раз и ввела
госпожа Помпадур, только настоящая, французская), и – вопреки беспощадным словам современников – вполне миловидной.
Автор: Анна Вчерашняя