войти
опубликовать

Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой

Алексей Петрович Антропов • Живопись, 1764, 48×62.5 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1764
Размер: 48×62.5 см
Работа в подборках: 8 подборок

Описание картины «Портрет статс-дамы графини Марии Андреевны Румянцевой»

Портреты старух (Измайловой, Бутурлиной, Румянцевой) – самая интересная и значительная часть живописного наследия Алексея Антропова. Статс-дама Мария Румянцева (1699-1788) занимает в этой специфической галерее не то чтобы особое, но вполне достойное место.

Урождённая графиня Матвеева, она провела детство и отрочество за границей, а вернувшись в Россию, выгодно отличалась европейскими манерами и прекрасным французским выговором. Оказавшись при дворе, Мария Матвеева приглянулась Петру I. Императору импонировали её живость, своеобразная красота и… азарт: в карты Матвеева могла просадить целое состояние. Она на долгие годы стала задушевной подругой Петра, некоторые утверждали – и любовницей. В 1720-м году император сосватал Марию за своего денщика Александра Румянцева, но и это не испортило их доверительных взаимоотношений. Сын графини Петр Румянцев станет знаменитым полководцем, фельдмаршалом, наместником Малороссии и, по милости Екатерины II, присоединит к отцовской фамилии пафосное наименование «Задунайский», но о нём всегда будут распускать слухи, будто он незаконный сын Петра.

Под старость Мария Румянцева, как водится, ударилась в благочестие, привечала в своём доме странников и убогих, но сохранила здравый ум и острый язык. «Разрушающееся тело её, - писал французский посланник при русском дворе Сегюр, - одно свидетельствовало об её преклонных летах; но она обладала живым, веселым умом и юным воображением. Так как у неё была прекрасная память, то разговор её имел всю прелесть и поучительность хорошо изложенной истории».

«Портрет статс-дамы графини М.А.Румянцевой» кисти Алексея Антропова написан в манере архаичной и несколько примитивной. Его отличает темный фон и безыскусная фронтальная композиция. Антропов был не слишком искушённым и не особо образованным мастером. Он не имел возможности видеть много призведений европейской живописи, не учился за границей, как когда-то его наставник, «птенец гнезда Петрова» Андрей Матвеев. Выучка Антропова ограничивалась иконописной мастерской и наблюдением за работой сначала Каравакка, а позднее Ротари – успешных, но далеко не самых выдающихся живописцев. Потому и манера Антропова в плане живописной техники – это такой откат назад даже по сравнению с художниками предыдущего, «петровского» поколения, своего рода «примитив» с чрезвычайно лаконичной (чтобы не сказать упрощённой) композицией и жестким колоритом.

Характерный для Антропова металлический блеск, особенно заметный в бело-серебристом колорите «Портрета М.А.Румянцевой», – результат специфической техники высветления, при которой сначала наносятся темные тона и лишь на заключительном этапе – более светлые. Белила на тёмной основе и дают этот «неживой» свинцовый оттенок. Металлом отливает даже белый блик в зрачке – специфическая и почти всегда повторяющаяся у Антропова деталь, опознавательный знак, благодаря которому исследователям нередко удавалось идентифицировать его не подписанные работы.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии