Портреты старух (
Измайловой,
Бутурлиной, Румянцевой) – самая интересная и значительная часть живописного наследия Алексея Антропова.
Статс-дама Мария Румянцева (1699-1788) занимает в этой специфической галерее не то чтобы особое, но вполне достойное место.
Урождённая графиня Матвеева, она провела детство и отрочество за границей, а вернувшись в Россию, выгодно отличалась европейскими манерами и прекрасным французским выговором. Оказавшись при дворе, Мария Матвеева приглянулась Петру I. Императору импонировали её живость, своеобразная красота и… азарт: в карты Матвеева могла просадить целое состояние. Она на долгие годы стала задушевной подругой Петра, некоторые утверждали – и любовницей. В 1720-м году император сосватал Марию за своего денщика Александра Румянцева, но и это не испортило их доверительных взаимоотношений. Сын графини Петр Румянцев станет знаменитым полководцем, фельдмаршалом, наместником Малороссии и, по милости Екатерины II, присоединит к отцовской фамилии пафосное наименование «Задунайский», но о нём всегда будут распускать слухи, будто он незаконный сын Петра.
Под старость Мария Румянцева, как водится, ударилась в благочестие, привечала в своём доме странников и убогих, но сохранила здравый ум и острый язык.
«Разрушающееся тело её, - писал французский посланник при русском дворе Сегюр, -
одно свидетельствовало об её преклонных летах; но она обладала живым, веселым умом и юным воображением. Так как у неё была прекрасная память, то разговор её имел всю прелесть и поучительность хорошо изложенной истории».
«Портрет статс-дамы графини М.А.Румянцевой» кисти Алексея Антропова написан в манере архаичной и несколько примитивной. Его отличает темный фон и безыскусная фронтальная композиция. Антропов был не слишком искушённым и не особо образованным мастером. Он не имел возможности видеть много призведений европейской живописи, не учился за границей, как когда-то его наставник, «птенец гнезда Петрова»
Андрей Матвеев. Выучка Антропова ограничивалась иконописной мастерской и наблюдением за работой сначала
Каравакка, а позднее
Ротари – успешных, но далеко не самых выдающихся живописцев. Потому и манера Антропова в плане живописной техники – это такой откат назад даже по сравнению с художниками предыдущего, «петровского» поколения, своего рода «примитив» с чрезвычайно лаконичной (чтобы не сказать упрощённой) композицией и жестким колоритом.
Характерный для Антропова металлический блеск, особенно заметный в бело-серебристом колорите «Портрета М.А.Румянцевой», – результат специфической техники высветления, при которой сначала наносятся темные тона и лишь на заключительном этапе – более светлые. Белила на тёмной основе и дают этот «неживой» свинцовый оттенок. Металлом отливает даже белый блик в зрачке – специфическая и почти всегда повторяющаяся у Антропова деталь, опознавательный знак, благодаря которому исследователям нередко удавалось идентифицировать его не подписанные работы.
Автор: Анна Вчерашняя