«Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой» кисти Алексея Антропова считается одной из жемчужин Государственной Третьяковской галереи.
Почему важна датировка картины Антропова?
Долгое время дискутировался вопрос с датировкой картины. Поначалу считалось, что «Портрет А.М.Измайловой» написан Антроповым около 1754 года. Сейчас датировка изменилась на более позднюю – годом исполнения картины считается 1759-й. Почему это важно? Потому что даёт представление об истоках развитии русской живописи (в лице Антропова) и о претерпеваемых ею влияниях. Дело в том, что к середине 1750-х Антропов был уже сорокалетним человеком, зрелым мастером, но работал в основном над росписями стен «по образцам». У него почти не было навыка письма с натуры. Прекрасно осознавая это, Антропов, вернувшись в Санкт-Петербург из Киева, где работал над декорированием Андреевской церкви, поступил на стажировку к придворному итальянцу
Пьетро Ротари. Он был придворным художником, и Антропов подчёркивал, что обучался у Ротари
«на собственный кошт».
У Ротари Антропов учится писать с натуры, перенимал сочные и нежные цветовые сочетания. «Портрет А.М.Измайловой» демонстрирует нам и то, и другое.
Кем была героиня «Портрета А.М.Измайловой» Алексея Антропова?Анастасия Михайловна Измайлова была дочерью петровского камергера Нарышкина и женой генерала-майора Измайлова. Умная и властная, в молодости она слыла «красавицей в русском вкусе», а в зрелости была одной из влиятельнейших статс-дам при дворе Елизаветы Петровны. Она родилась в 1703-м году, и если мы примем более позднюю датировку портрета, значит, на момент его написания ей было около 56-ти лет, и жизни ей остаётся всего год или два (Измайлова умерла в 1761-м). Для середины XVIII века этот женский возраст более чем почтенный. Но Анастасия Михайловна явно не пренебрегает дамскими ухищрениями ради красоты и молодости: её лицо густо набелено и покрыто основательным слоем румян, волосы напудрены, брови густо насурьмлены. Как и сама императрица Елизавета, её статс-дама упорно не желает сдаваться старости. Её плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упрямстве и цельности её натуры.
«Гренадёр в фижмах» – такое у низкоголосой и властной генеральши Измайловой было прозвище при дворе.
Какие выразительные средства и декоративные элементы использовал Антропов?«Портрет А.М.Измайловой» - не парадный, а камерный, поэтому Антропов не пишет никаких обязательных для торжественного портрета элементов статусного интерьера. Отчасти этому он тоже учился у Ротари, знаменитого «мастера головок» - писать портретируемых на нейтральном темном фоне, сосредоточивая всё внимание именно на лице героини, на его индивидуальности и значительности.
Но в «Портерете А.М.Измайловой» интересны и декоративные детали, заимствованные у искусства
рококо: завязанный под двойным подбородком ярко-розовый бант, контрастирующий с глубокой синевой платья, рокайльная роза кремового цвета на атласной ленте. Особенно бросается в глаза огромный орден Измайловой. Это её бриллиантовый наградной знак с изображением императрицы, атрибут статс-дамы. Антропов намеренно пишет его подробно и выпукло, придвигает к нижнему краю полотна – так он словно приближает украшение к зрителю, выпячивает его, демонстрируя, насколько хорошо научился передавать блеск и роскошь ювелирных украшений средствами живописи.
Автор: Анна Вчерашняя