Описание картины «Молодая женщина из Соннино»
Литература:
Эдмунд Цоллер, Леопольд Роберт. Sein Leben, seine Werke und sein Briefwechsel, nach Feuillet de Conches, Hanover 1863, p.280 Pierre Gassier, Léopold Robert, Neuchâtel 1983, no. 13
Этот портрет, изображающий молодую бригантину, является крупной работой Леопольда Робера. Ранее известный в литературе, но обнаруженный лишь недавно, он был выполнен в Риме в 1820 году. Генезис картины полностью задокументирован в современных источниках. Изображенная на картине девушка была прекрасной молодой невестой разбойника из деревни Соннино, который похитил ее. Очевидно, что молодой Роберт и сам не остался равнодушным к ее привлекательности: такой красоты я еще не видел.
Бриганти" - это термин, использовавшийся для обозначения неаполитанских повстанцев и преступников во время Рисорджименто, идеологического и литературного движения XIX века за национальное объединение и свободу от иностранной оккупации, возникшего в Италии после окончания наполеоновского правления. Бриганти представляли собой угрозу общественному порядку, но в то же время были чем-то вроде туристического аттракциона для путешественников во время Гранд-тура. Некоторые бриганти и бригантиссы приобрели почти легендарный статус.
Серьезные инциденты с участием бриганти были регулярным явлением. Власти реагировали на них, принимая карательные меры. Молодая бригантисса, изображенная на данной картине, была уроженкой Соннино, деревни между Римом и Неаполем, где произошел ряд серьезных инцидентов. В 1819 году власти собрали все пятьдесят семей мятежников в деревне и депортировали их в Рим. Деревня была разрушена до основания. Женщин, детей и стариков отделили от лидеров и поместили в здание напротив бань Диоклетиана. Появление этих горцев в ярких местных костюмах вызвало большой переполох в Риме. Они, безусловно, оказали сильное визуальное воздействие на Роберта, который быстро осознал их потенциал как нового художественного жанра. Он посвятил последующие месяцы его развитию и создал большое количество работ, посвященных пленникам.
В письме к матери от 14 августа 1820 года Роберт подробно описывает генезис этой картины: Губернатор Рима разрешил мне войти в своеобразную тюрьму, где все заключены, чтобы я мог сделать этюды. Это я немедленно сделал [...] и нашел [...] самые живописные костюмы и самые яркие краски. [...] Я начал с того, что сделал несколько этюдов для себя [...] и сделал еще один, большой этюд молодой девушки с великолепным лицом, [...] это возле фонтана, она отдыхает у своего водоноса. Все эти работы еще не закончены, мне нужно провести месяц в деревне, чтобы детально изучить пейзаж [...] У меня есть множество новых сюжетов, которые позволят мне заработать много денег". Записи показывают, что Роберт посетил Колли Альбани в октябре и ноябре 1820 года для изучения пейзажа и в поисках мотивов для картин.
Различные описи и каталоги выставок, в которых перечислены картины Роберта, показывают, что он сделал несколько портретов женщин из Соннино. Однако все эти работы либо меньше по формату, чем данная картина, либо описаны как этюды, либо изображают пожилых женщин. Только одна из перечисленных работ представляет собой версию молодой девушки в натуральную величину. Известно, что она была продана в 1821 году вместе с двумя другими картинами Роберта покупателю по имени лорд Киннэрд. Вероятно, это был Чарльз, восьмой лорд Киннэрд (1780-1826), коллекционер и частый путешественник по Италии. Именно он построил резиденцию семьи, Rossie Priory, в Перте, Шотландия. Завершенное в 1817 году, это поместье до 1948 года хранило ведущую частную художественную коллекцию Шотландии. Чарльз почти наверняка советовался со своим братом (рис. 2), достопочтенным Дугласом Киннэйрдом (1788-1830), по поводу покупки. Известно, что Дуглас Киннэрд - друг лорда Байрона - в то время находился в Риме.
В литературе, благодаря произведениям Байрона и Виктора Гюго ("Эрнани", 1830), бриганти появился новый тип героя - романтический изгой, отчасти разбойник: [...] одинокий, дикий и странный.
Молодая бригантина, изображенная на этой картине, одета в традиционный костюм Соннино. Его отличает цвет одежды, форма грубого головного убора и шерстяного фартука (рис. 3, верхний ряд, в центре). Колористическая виртуозность Роберта и тщательное внимание к деталям придают фигуре тактильные качества. Бригантина с ее величественным лицом поразительно выделяется на фоне глубокой синевы неба. Фоном служит классический вид Campagna Romana. Палитра демонстрирует верность Робера французской традиции в живописи.