войти
опубликовать

В год дракона. Где гробница дракона? (продолжение)

Василий Береговой • Рисунки и иллюстрации, 2024
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Рисунки и иллюстрации
Сюжет и объекты: Литературная сцена
Техника: Карандаш
Материалы: Бумага
Дата создания: 2024
Регион: Луцк

Описание работы «В год дракона. Где гробница дракона? (продолжение)»

"...Прямое аналитическое решение задачи двух высот выполняется либо путем алгебраического решения системы уравнений (215), либо путем последовательного решения трех сферических треугольников (см. рис. 104);одно из таких решений было дано Гауссом в 1808 г. Многочисленные варианты прямого аналитического решения слишком сложны для «ручных» вычислений и привлекли внимание только после появления ЭВМ. Итерационные методы аналитического решения задачи двух (и более) высот представляют решения уравнений (215) или производных от них методами последовательных приближений. Обычно применяются два варианта решений: методом касательных (Ньютона) и методом последовательного вычисления координат точек изолиний. Метод касательных представляет аналитический вариант метода линий положения. Уравнение (215) изолинии разлагают в ряд Тейлора и берут первые члены ряда. Решая два таких уравнения, получают и далее φ'=φс+∆φ и λ'=λс+∆λ. С этими координатами задача решается вторично и т.д. При обычных ошибках счисления достаточно одного приближения (редко двух). При большом числе наблюдений и уравнений применяют МНК или его обобщенный вариант и получают вероятнейшие φ и λ. Этот метод пригоден для любых линий положения и при любом их числе, почему и применен в большинстве действующих сейчас навигационных ЭВМ. Во втором – методе последовательного вычисления координат точек изолиний – в первое уравнение U1=sinh1 подставляют φс и вычисляют λ1 точки на U1, эта долгота подставляется в U2 и рассчитывается φ1 точки на ней и так далее, пока разность координаты с предыдущей не станет менее заданной величины", - продолжил читать он. "Принцип определения места по кругам равных высот на земном глобусе. Для определения места на земном глобусе надо измерить высоты двух светил и заметить Тгр. По полученным Тгр выбрать из МАЕ δ и tГР светил, которые по выражению (216) являются координатами полюсов освещения, т.е. цен ров кругов. Нанеся на глобус полюса освещения b1 и b2 (рис. 111), проводим из них дуги радиусами z1=90°—h1 и z2 в масштабе глобуса. В одной точек пересечения1 — ближайшей к М0 и получим место судна на глобусе для решения с точностью до 1', диаметр глобуса должен быть около 7 м. Этот принцип определения применен практически только в одном случае при определении места в малых широтах (до 25°), по высотам Солнца, большим 88°. Здесь окружности можно строить на карте с погрешностями менее 0,5'.Определение места по кругам равных высот на небесной сфере. Прок ведя наблюдения высот двух светил С1 и С2 (рис. 112, а) и заметив момент времени, из мест светил на сфере проводим круги равных высот радиуса z1,и z2. В одной из точек пересечения их получим место зенита zм. В соответствии с равенствами (214) склонение зенита равно широте места, а сн на глобусе у меридиана наблюдателя (у точки Е) SM и рассчитав Sгр (по Тгр), получим λ=SM–Sгр. Подобный принцип определения места применен в астрографиках. При точном решении места светил С1 и С2 должно наноситься по δ и τ на момент наблюдений. На звездном глобусе эти места относятся к прошедшей эпохе, поэтому решение неточное. Астрографики. Системы изолиний высот двух—четырех звезд могут быть построены заранее, скажем через 10'. Участки небесной сферы с этими кривыми, изображенные на карте в меркаторской или другой проекции, называются астрографиками Боковая рамка карты дает φ=δ2, а нижняя – SM (рис.112,б). Выполнив измерения высот t и δz этих звезд, на астрографике отыскиваются кривые, соответствующие обсервованным высотам, приводятся к одному моменту и зениту, и в точке их пересечения полу-1ается место зенита в координатах φ и SM Полученное место перемещается за изменение координат звезд на данную дату. В СССР с 1937 по 1955 г. был выпущен ряд астрографиков; действие последних выпусков прекратилось в 1975 г., и в настоящее время они не применяются", - вычитал он. Итак, как определить по звездной карте из кургана Китора местоположение чего-то, возможно, гробницы дракона? Двуглавого однорогого дракона с Мохенджо-Даро, в Японии именуемого кюрю. Кстати возникает странная игра слов: дракон с рогом - кюрю, название окинавского архипелага - Рюкю. Нужно найти больше информации о драконе с одним рогом, гробницу которого он ищет. "У дракона девять сыновей, и каждый уникален", - гласит старая китайская поговорка. Действительно, есть множество видов драконов. Например, дракон "панчи" которого можно встретить на бронзовых изделиях времен Весны и Осени и Сражающихся царств (721 - 221 гг. до н.э.), представляет собой свернувшегося кольцом дракона без рогов и с вьющимся хвостом. А дракон "куи" - это дракон с одним рогом и открытой пастью. Во времена династии Цин (1644 - 1911 гг. н.э.) драконы с пятью когтями на каждой лапе, а также внушительный "стоящий дракон" предназначались для императора. Изображения драконов с тремя и четырьмя когтями носили и использовали в народе (как мужчины, так и женщины). "Взлетающий дракон", вечно парящий ввысь, украшает великолепные Девять Драконьих Столпов. В буддийской культуре драконы составляют один из восьми легионов - божественных хранителей дхармы", - прочитал он, перейдя на одну из ссылок предоставленных поисковиком в интернете. Ему нужно было еще узнать положение созвездия дракона во времени. И вот что он узнал: "Прецессия земной оси. Для земного наблюдателя и-за прецессионного движения земной оси северный полюс мира постоянно мигрирует по небу вокруг северного полюса эклиптики описывая почти точную окружность. А полюс эклиптики лежит точно в изгибе "тела"... полярного созвездия Дракона! (В настоящее время северный полюс мира расположен вблизи Полярной звезды Альфа-Малой Медведицы), но к 4-му тысячелетию окажется в районе Гамма-Цефея, а к 15-му тысячелетию почти "нос к носу" встретится с головой созвездия Дракона, с звездой Гамма-Дракона и продолжит движение вдоль его длинного "хвоста" вплоть до 22-го тысячелетия! Один оборот вокруг оси эклиптики земная ось совершает за период 25800 лет. Поэтому в промежуток 2000 - 3000 лет до нашей эры северный полюс мира уже лежал на этом огромном "хвосте", причем точно на крупной Альфа-Дракона. Это было примерно в 3200 году". "...в Драконе есть другая астрономическая точка отсчета - северный полюс эклиптики, то есть центра окружности, которую описывает небесный Полюс (с Полярной звездой) за 26000 лет, что связано с прецессией оси земного вращения; это Северный Полюс Солнечной системы. Дракон по традиции многих народов представляет собой мифологическое чудовище, поставленное на страже сада Гесперид, на страже Древа Жизни и Древа Познания Добра и Зла. Звездный Дракон, окружающий и охраняющий Северный полюс мира и полюс эклиптики вместе с двумя звездными Медведицами. Созвездие Дракона из атласа Яна Гевелия. Околополярный Звездный Дракон - это великий страж Мистерий, охраняющий Полюс Мира и Полюс Эклиптики. Круг определяет положение Полюса Мира в разные исторические эпохи, полюс же эклиптики неподвижен". В центре концентрических кругов в звездной карте из кургана Китора вовсе не Полярная звезда, там нет никакой звезды. Он, центр этот, составляет равнобедренный треугольник с телом созвездия Дракона. И если сейчас центр концентрических кругов в Альфа звезде Малой Медведицы, то в то время этот круг и этот центр находился по косой выше, чем сейчас. Возможно ли такое смещение? И что он знает о Полярной звезде? "Наверное это самая популярная звезда среди людей. Причем, ее популярность начала расти еще в те давние времена, когда Солнце за звезду не считали. Но если быть справедливым, то её “звездный час” наступил по историческим меркам относительно недавно, и по ним же — довольно скоротечен. Её подозревают в какой-то особенной яркости, но она не самая яркая, а довольно заурядная в этом смысле. Кто-то считает, что она самая близкая. Но и это — неправда. Бытует мнение, что Полярная звезда видна всюду на Земле, и во всех морях и пустынях планеты можно прокладывать по ней курс. Но и это неверно. Истинную причину важности этого светила знают лишь знакомые с астрономией люди. Чем же так знаменита Полярная звезда? Прежде всего своим положением на небесной сфере, которое отдалено от Северного полюса мира — точки на небесной сфере, где с воображаемой сферой пересекается воображаемая ось вращения Земли — на очень малую величину. Положение Полярной звезды в первом приближении совпадает с этой точкой. Как-то много абстракции, требующей особого воображения — неправда ли? На самом деле все просто. Если линию, соединяющую полюса Земного шара — северный и южный — продлить в северном направлении, эта линия с высокой степенью точности укажет на Полярную звезду. Глядя на это светило из любой точки северного полушария Земли, мы всегда будем видеть, куда направлена земная ось вращения. А вот, в южном полушарии планеты Полярная звезда, увы, не видна. Ни зимой, ни летом. Никогда. Поэтому для морской навигации её применение ограничено. Но именно навигационное применение и сделало эту звезду столь популярной. Ведь мореходство начиналось именно в северном полушарии. Для капитанов судов и штурманов было очень просто найти эту звезду на небе, опустить от неё отвесную линию вниз, и найти таким образом точку севера, а значит и все направления в открытом море (восток, юг, запад), где других ориентиров больше нет. Только звезды. Но звезды с течением времени меняют свое положение по отношению к горизонту — восходят, заходят — за ночь перемещаются порой через все небо. Нельзя вести корабль по звезде, которая сама еще куда-то движется, пусть даже движение это иллюзорно и вызвано вращением нашей планеты. И только Полярная звезда всегда сияет над точкой севера. Для наблюдателя, находящегося на северном полюсе, Полярная звезда окажется точно у него над головой — в зените. Чем южнее будет находится наблюдатель, тем ближе к горизонту будет для него Полярная звезда. На экваторе Полярная звезда будет видна ровно на линии математического горизонта. Влияние атмосферы и округлость Земли позволят её увидеть чуть выше открытого горизонта в пустыне, степи или в море. Но если быть довольным точностью в ±1°, то высота Полярной звезды над горизонтом, выраженная в градусах, сообщит нам широту нашего местонахождения. Согласитесь, для морской навигации это очень удобно. Вышел ночью на палубу, измерил морским секстантом высоту Полярной звезды, и все — широту местонахождения своего корабля ты уже знаешь. Специальные таблицы и поправки на рефракцию позволят определить широту места наблюдения по Полярной звезде еще во много раз точнее — уже не с точностью до градуса, а с точностью до одной-двух угловых минут, что соответствует паре-тройке километров. И этого вполне достаточно, чтобы найти нужный остров, даже очень небольшой. Увы, с определением долготы Полярная звезда нам никак не поможет. Для этого есть другие методы. Но эта статья не о морской навигации. Как-так получилось, что эта звезда оказалась столь близко к Северному полюсу мира на небесной сфере? Как давно она там? Это в большей степени игра и воля случая. Например, близ южного полюса мира сравнимой по яркости звезды нет. В океанах и морях южного полушария до начала эры GPS с навигацией было несколько сложнее. И даже в северном полушарии, но пару тысяч лет назад никто не водил корабли по Полярной звезде. Она тогда даже не имела такого названия. Полярной альфа Малой медведицы называется относительно недавно. Только в эпоху Возрождения её стали именовать так — с легкой руки голландского картографа Геммы Фризуса, который в 1547 году описал её в одной из своих работ как “stella illa quae polaris dicitur”. И это к ней пристало. Хотя в те годы она была в 4 раза дальше от полюса, чем ныне. А ранее альфа Малой медведицы именовалась у разных народов по разному. Греки называли её “Киносура” — “собачий хвост”, и видели вокруг нее вовсе не медведицу, а собаку — ту самую псинку, которая последовала на небо за своей хозяйкой — нимфой Каллисто, превращенной ревнивой Герой в Медведицу, но спасенной Зевсом и вознесенной на небеса. Древние кельты именовали её “Корабль-звезда” — “Scip-steorra” — что-то они такое о будущем применении этого светила уже знали. А древние арабы, давшие имена практически всем видимым на небе звездам, называли Полярную “Аль-Джудей”, что переводится просто как “Отец”. Большое количество арабских названий звезд используются в астрономии и по сей день. Но древнее имя Полярной звезды оказалось вытесненным и практически забытым. Как бы то ни было, но в античные времена, откуда дошли до нас все упомянуты астронимы Полярной звезды, это светило для навигации, ориентации на местности и близких к тому дел не использовалось. Оно было далеко от полюса. Во времена Архимеда и Пифагора роль “полярной звезды” выполняла другая звезда — бета Малой медведицы с арабским именем “Кохаб” («Кохаб-эль-шемали» — полное название этой звезды), что, и переводится, как “Звезда севера”. А еще ранее — в эпоху строительства пирамид — актуальной в этом смысле — самой близкой к Северному полюсу Мира — была альфа Дракона — звезда по имени “Тубан”. Разумеется, никакого Дракона тогда на звездных картах не было. Как мы теперь можем понимать, Северный полюс мира медленно дрейфует по звездной карте, перемещаясь от звезды к звезде, и делая полный круг за 26 тысяч лет. Сейчас он сближается с Полярной звездой, и ближе всего подойдет к ней в 2102 году — через 80 лет. Минимальное расстояние Полярной от Северного полюса мира составит 27 угловых минут — чуть меньше лунного диска. Сейчас же это почти градус. С течением времени Полярная звезда перестанет быть “полярной” и уступит место гамме Цефея — через две тысячи лет. А еще 10 000 лет спустя “полярной” звездой для жителей северного полушария Земли станет ослепительная красавица Вега — альфа созвездия Лиры. Что еще интересного можно сказать о Полярной звезде? Эта звезда, как уже здесь упоминалось, возглавляет собой небольшое созвездие — Малую медведицу — являясь в нем альфой и самой яркой звездой. Справедливости ради надо сказать, что бета Малой медведицы — уже знакомый нам Кохаб — лишь на несколько сотых долей звездной величины слабее Полярной, и для глаза разницы не будет. Яркость Полярной звезды сравнима с блеском звезд ковша Большой медведицы, с помощью которых обычно и находят Полярную. Если продлить отрезок, соединяющий крайние звезды ковша, пять раз, мы увидим не очень яркую звезду — всего лишь 2-й звездной величины — и это как раз будет Полярная. Для большинства людей она ничем не выделяется на небе кроме своего положения. Астрономы, конечно нашли у этой звезды ряд особенностей и уникальных свойств. Полярная — кратная звезда. В любительский телескоп можно (хотя и сложно) увидеть слабую (8-й звездной величины) звездочку спутник — Polaris B. Гораздо ближе к главной звезде расположен еще один компонент этой системы — Polaris Ab — он доступен лишь телескопу имени Хаббла, или сравнимому с ним по зоркости. На некотором отдалении от этой “троицы” медленно плывут рядом в том же направлении еще две звезды. Астрономы не определились до сих пор с их статусом — связаны ли эти звезды с Полярной в единую устойчивую систему, или это участники нестабильного рассеянного мини-скопления, которое со временем разлетится. Вокруг Полярной звезды астрономы выделили некоторое количество звезд постоянной светимости — Северный полярный ряд — это звезды фотометрического стандарта. Их постоянная высота над горизонтом позволяет служить опорой для определения блеска других звезд, так как степень поглощения их света атмосферой одна и та же, если небо ясное и прозрачное, ведь высота над горизонтом не меняется. Было время, когда Полярная входила в их число и служила образцом стабильной звезды. Сейчас известно, что Полярная пульсирует меняя свою яркость по тому же закону, что и большинство цефеид — переменных звезд типа дельты Цефея. Но у Полярной обнаружилась странность, делающая её уникальной цефеидой. Во-первых амплитуда изменения блеска у Полярной очень небольшая — сотые доли звездной величины — поэтому её и считали стабильной, когда не было точных фотометров. Плюс к этому, и так незначительная, амплитуда изменение блеска Полярной звезды за время её изучения уменьшилась в 4 раза, а общая яркость звезды возросла — за прошедшее столетие Полярная звезда стала ярче примерно за 0.2m, что для астрономии немало. К чему приведет такая — происходящая на наших глазах — эволюция Полярной звезды, пока неизвестно. Расстояние до Полярной звезды велико. По разным оценкам оно составляет от 300 до 500 световых лет (по последним данным 447 световых лет, и оно сокращается). Большой разброс связан с тем, что точно измерить расстояние методом параллакса для столь далеких светил не представляется возможным. Но в любом случае Полярная в разы дальше звезд ковша Большой медведицы, с которыми визуально она одной яркости. А значит её реальная светимость существенно выше, чем светимость звезд ковша. Полярная звезда относится в классу сверхгигантов. Имеет бело-желтый оттенок — в чем-то близкий к солнечному, но по светимости превосходит Солнце в полторы тысячи раз, а по массе — вшестеро. Такие звезды не живут очень долго, и через несколько миллионов лет Полярная вспыхнет сверхновой. Но до того времени у неё есть шанс еще несколько раз вновь стать путеводной звездой для жителей планеты Земля" - прочитал он, перейдя по ссылке на одну статью. Так, а когда голова дракона в созвездии Дракона опущена вниз, как показано на звездной карте в кургане Китора? И если нет звезды в центре круга - Северного полюса, возможно ли что эту звезду заменяли жемчужиной? "О созвездии Дракона в одной древней вавилонской легенде рассказывается так. Очень давно, когда еще не было ни Земли, ни Неба, существовали бог Мардук и чудовище Фиамат, от которого проистекали все беды. Бог Мардук начал с ним тяжелую борьбу, длившуюся много веков. Но, наконец, он убил Фиамата. Из его тела он сотворил Землю, а из шкуры, на которой блестели разноцветные бриллианты, сделал Небо со звездами. Теперь в ясную ночь над людьми сияют несметные сокровища небесных бриллиантов - звезд. Тысячелетия они украшают небосвод, и ни одна звезда не исчезла, потому что бог Мардук оставил на небе вечно бдящего Дракона, чтобы их стеречь. Дракон безостановочно вращается около небесного полюса и зорко стережет доверенные ему несметные сокровища небес", - прочитал он. А позже все это описывалось так: "На вершине Олимпа готовилось невиданное пиршество. Зевс - властитель Неба и Земли - лично давал указания богам, и те их мгновенно выполняли. Амброзии и нектара лилось больше, чем когда бы то ни было. Гелиос заливал просторы Олимпа своими золотистыми лучами: боги готовились великолепно отпраздновать свадьбу Зевса и Геры. Богиня радуги Ирида и богини женской прелести - хариты - одели Геру в свадебные наряды. Сияя своей божественной красотой, гордая и величественная, Гера сидела на золотом престоле рядом с Зевсом, окруженная молодыми богинями. Один за другим подносили ей боги свои дары. Но подарок богини Земли Геи восхитил всех. Из глубины земных недр она извлекла чудесную яблоню, которая раз в году давала по три золотых яблока. Гера приняла дивное дерево и увезла его далеко-далеко, на западный край Земли. Туда, где титан Атлас держал на своих плечах всю небесную сферу и где был сад его дочерей гесперид, рожденных его женой Гесперой. В их саду Гера посадила яблоню и приказала стеречь ее так, чтобы никто не мог сорвать с нее золотых яблок. Рядом с яблоней Гера оставила ужасного дракона, который никогда не спал и непрерывно извергал пламя во все стороны. Гера спокойно вернулась на Олимп. Отправляя Геркулеса на последний, двенадцатый подвиг, царь Еврисфей приказал ему принести три золотых яблока из сада гесперид. Это было самое трудное поручение, потому что никто не знал и не мог показать Геркулесу путь к этому саду. Но даже если бы он добрался туда, он должен был погибнуть в страшном пламени, которое непрерывно извергал дракон. Долго блуждал Геркулес по Европе и Азии, пока не попал на самый крайний север к реке Эридан. Там нимфы сказали ему, что только морской бог Нерей знает дорогу к саду гесперид, но Геркулес должен был вынудить его рассказать о пути. Отправился Геркулес искать бога Нерея. Наконец, после долгих поисков он нашел его на морском берегу и напал на него врасплох, но не так-то легко было одолеть Нерея, потому что он превращался в разных морских чудовищ. После долгой борьбы Геркулес победил Нерея и крепко заковал его в цепи. - Я освобожу тебя, если ты покажешь мне путь к саду гесперид,- сказал ему Геркулес. Не хотел Нерей выдать тайну, но не мог же он вечно оставаться скованным. Пришлось ему указать Геркулесу путь, однако он предупредил, что на этом пути Геркулес встретит много трудностей. Геркулес освободил Нерея и отправился по указанному им пути. Шел он дни и ночи и, наконец, пришел в Ливию, где свирепствовал великан Антей - сын бога Посейдона и богини земли Геи. Великан требовал, чтобы каждый путник боролся с ним. Но кто мог одолеть сына властелина морей?! Антей всех побеждал в единоборстве и разрывал их на части. Он принудил и Геркулеса бороться с ним. Несколько раз Геркулес бросал его на землю, но после этого Антей становился еще сильнее и с большей энергией набрасывался на него. Во время борьбы Геркулес заметил, что, как только Антей начинал терять силы, он прикасался к земле - своей матери - и от нее получал еще большую силу. Раскрыв тайну непобедимости Антея, Геркулес поднял его высоко над землей. Иссякли силы сына Геи, и Геркулес задушил его. Продолжив свой путь, Геркулес, наконец, дошел до западного края земли, где стоял титан Атлас. Поговорив с ним, он отправился в сад гесперид. Геспериды не посмели ему помешать войти в сад. Вошел Геркулес и еще издали заметил на дереве золотые яблоки, сияющие ослепительным светом. Когда он приблизился к яблоне, на него набросился дракон, яростно изрыгающий пламень. Однако Геркулес не испугался и ударил чудовище по голове палицей так сильно, что дракон упал на землю, корчась в судорогах. Еще несколькими ударами Геркулес прикончил дракона. После этого он сорвал три золотых яблока и отнес их Еврисфею. Великая богиня Гера превратила дракона в созвездие и оставила его на небе. Там голова дракона находится у ног Геркулеса, как бы напоминая людям о последнем подвиге героя. В Древней Греции более широко был распространен другой вариант мифа о созвездии Дракона, который художники часто использовали в рисунках на вазах. У владетеля Сидона царя Агенора было три сына - Феникс, Килик и Кадм - и единственная дочь Европа, прекрасная, как богиня. Зевс, приняв облик быка, похитил ее (см. о созвездии Тельца). Погрузившийся в глубокую скорбь царь Агенор день и ночь проливал слезы по своей любимой дочери Европе. Он позвал к себе сыновей и приказал им отправиться по свету искать сестру Европу и без нее не возвращаться... Немедленно трое братьев тронулись в путь. Долго шли вместе, но на одном перекрестке разделились. Самый младший брат Кадм с двумя своими верными спутниками из Сидона отправился на запад. Прошли они много стран и посетили много островов, и везде он расспрашивал о своей сестре, но никто ничего не мог ему сказать о ней или указать, где ее искать. Так он дошел до одной далекой страны - Греции и, боясь вернуться к своему отцу без Европы, остался там. Но как жить и что делать среди чужих и незнакомых людей? Однажды Кадм встретил одного старого-престарого человека, и тот посоветовал ему побывать в Дельфах у Пифии - пророчицы бога Аполлона. Только она могла ему сказать, что нужно делать. Направился Кадм к Пифии, поднес ей дорогие подарки и спросил ее, что же ему делать. - Иди вслед за белой коровой и там, где она ляжет, будет твоя родина, которую ты назовешь Беотия. Там ты должен заложить город. Такова воля бога Аполлона...- ответила ему Пифия. - Где я найду эту белую корову? - задумался Кадм. Но как только Кадм вышел из храма, он увидел в десяти шагах от себя белоснежную корову, спокойно пасущуюся на зеленой лужайке. Со своими верными спутниками Кадм последовал за коровой. Когда они прошли долину реки Кефис, корова улеглась в зеленой траве... Найдя новую родину, Кадм горячо взмолился богам, чтобы они помогли ему выполнить волю бога Аполлона. Он собрал камни и быстро соорудил жертвенник, чтобы принести жертвоприношение Зевсу. Но поблизости не было воды, и он послал обоих своих спутников, чтобы они принесли воды из источника в лесу у подножия горы, которая была видна вдали... Оба сидонца взяли сосуды для воды и пошли, но не вернулись. - Что же с ними случилось? - удивился Кадм и, набросив на себя крепкую, как броня, львиную шкуру и опоясавшись мечом, взял острое копье и отправился их искать. Пришел он к лесу и увидел большую пещеру, у входа в которую громоздились огромные, как скалы, острые камни. Из пещеры струился источник с чистой, как хрусталь, водой... Но в пещере бог войны Арес оставил сторожем ужасного дракона. Как только дракон почуял, что поблизости находится человек, он вылез из пещеры и широко разинул свою громадную пасть. Острые, как мечи, зубы дракона наводили леденящий страх на каждого. Из глаз дракона непрерывно вылетали огненные искры, а на голове сверкал громадный огненно-красный гребень. Тело дракона было покрыто твердой, как железо, чешуей, которая ослепляла своим блеском. Этот дракон и растерзал верных спутников Кадма. Дракон с яростью бросился на Кадма. Времени для раздумий не было. Кадм бысто отломал кусок огромной скалы и бросил его в дракона, но тот даже не почувствовал удара и продолжал приближаться к Кадму. Еще мгновение, и дракон готов растерзать его, но тут Кадм вонзил копье в хребет чудовища. Дракон начал корчиться от боли и так размахивал хвостом, что опустошил всю округу. Огненные смерчи из его глаз превратили окрестность в пустыню. Разъяренный дракон пытался броситься на Кадма, но тот все сильнее бил его мечом по голове... Наконец, собрав все свои силы, Кадм нанес ему такой мощный удар, что дракон мертвым рухнул рядом с вековым дубом. Взял Кадм воды из источника и совершил жертвоприношение Зевсу. После этого он заложил город Фивы. Боги дали ему в жены прекрасную Гармонию - дочь бога Ареса и богини Афродиты. На свадебное торжество явились все боги Олимпа. Бог Арес не покинул своего дракона на земле. Он отнес его на небо и оставил его там в виде созвездия Дракона". Вопрос о жемчужине у тела дракона, навел его на интересную информацию, полученную из книги "ДРАКОН В КИТАЕ И ЯПОНИИ д―р М.В. Де ФИССЕР Амстердам, 1913". "Что касается драгоценных жемчужин, которыми Наги располагают, как божества вод, то можно упомянуть историю из Мо хо сэн чжи лю, или «Учения Махасамгхика» (Нандзё, № 1119), переведенной в 416 г. Буддхабхадрой и Фа–сянем. Там мы читаем о Нага, носившем ожерелье из жемчужин, которое любил так, что предпочел его своей дружбе с отшельником. Последний, ежедневно страдавший от колец Нага, обвившихся вокруг его тела, смог избавиться от них, лишь попросив отдать драгоценное ожерелье. Жемчужины, также, были у горла китайских драконов. Что касается наводнений, о которых заранее предвещали схватки драконов, то мы можем открыть Историю династии Сун, где сказано, что в пятом году эры Цзянь–дао такое сражение в воздухе наблюдалось во время жестокой бури. «Два дракона умчались прочь, а на землю упали жемчужины размером с колеса повозки, где их нашли мальчики–пастухи. На следующий год страну поразило наводнение». Прекрасные каменья напоминают нам об индийских драконах; морские жемчужины, разумеется, считались и в Индии, и в Китае, и в Японии особой собственностью морских богов в форме драконов. Наконец, Бэнь―цао ган―му рассказывает нам, что «у дракона есть усы по сторонам рта и яркая жемчужина под подбородком; под горлом его чешуйки лежат в противоположном направлении; на макушке у него широкая шишка, на письме называемая чи му; если у дракона нет чи му, он не может подняться на небо. Его дыхание превращается в облака, а затем может изменяться в воду и в огонь. Рыба, превращающаяся в дракона, изображена на алтарном столе Ю–Фу–дянь храма Фа–юй на Пу то шань, а драконов, пытающихся схватить волшебную пламенную “жемчужину”, висящую на Драконьих вратах, видно в том же храме.§ 15. Жемчужины драконов. По Чжуан–цзы, «жемчужина стоимостью в тысячу кусков золота (цянь цзинь)» можно точно найти в пруду девяти слоев (т.е. очень глубоком) под горлом ли–лун, или «дракона–лошади». Шу и цзи (VI в.) заявляет, что так называемые драконьи жемчужины выплевываются драконами, так же, как змеиные жемчужины — змеями. В Лун чи лу мы читаем о драконе, который в облике маленького мальчика играл с тремя жемчужинами перед входом в свое логово. Когда приблизился человек, он вбежал в пещеру и, приняв свою исходную форму дракона, положил жемчужины себе в левое ухо. Человек отрезал ухо, чтобы завладеть жемчужинами, но они пропали вместе с драконом. Другая легенда рассказывает нам о человеке, очень любившем вино, который от женщины сянь в горах получил жемчужину, которую, как она сказала, держат во рту драконы, заменяя ею вино. Де Гроот упоминает «жемчужины грома» (雷珠, лэй–чжу), «которые драконы выронили изо рта, и которые могут полностью осветить целый дом ночью». «Возможно, – пишет де Гроот, – эти объекты являются реликтами каменного века»". "...в высшей степени интересной книге Бёршманна о Пу то шань, где позолоченный стеклянный шар свисает с центра крыши Великого Зала в буддийском храме Фа–юй (法雨寺, «Храме Дождя Закона»), а восемь драконов, вырезанные на окружающих его «висячих колоннах», алчно тянут свои когти к «жемчужине совершенства». Этот термин звучит «по–буддийски» и подходит к буддийскому окружению, так же, как и число драконов ― восемь, что ко всему прочему, зафиксировано формой крыши, а также обнаруживается на ступеньках Юй–фо–тянь. Драконы, пытающиеся схватить сказочную
«жемчужину», висящую на воротах (Драконьи–ворота, см. выше), дважды представлены в том же храме. Оставляя в стороне фантастические идеи Бёршманна о том, что «драконы играют с жемчужиной», мы можем быть уверены, что китайские буддисты, идентифицируя дракона с Нага, также идентифицировали шар с их чинтамани, или драгоценной жемчужиной, исполняющей все желания". "Возникает вопрос: «Был ли шар исходно также жемчужиной, не буддийской, но ― даосской?» Г―н Крамп указал мне, что иероглиф 玥, представляющий комбинацию знаков «драгоценный камень» и «луна», хотя и отсутствует в словарях Уэллс Уильямса, Гиля и Куврёра, но приводится в словаре Кан–си. Я нашел его также в японском лексиконе, озаглавленном Канва дайдзитэн, объясненным, как «божественная жемчужина» (神珠), с японско–китайским произношением гэцу, гати. Очевидно, это основано на словаре Кан–си, где мы читаем s.v.: 魚厥切、音月、神珠也. То же произношение и значение приводится в лексиконе, озаглавленном Цзы―вэй. Эта священная жемчужина юэ обрела свою святость, вероятно, из―за связи с луной, так как вторая часть иероглифа 玥 может не только являться фонетическим элементом, но также указывать, что это ― «жемчужина луны», так как есть еще «жемчужина яркой луны» (明月之珠, Couvreur's Dictionary s.v. 月). Возможно, что в маленьком предложении, приведенном выше: 両龍朝月, последний иероглиф занял место более полной формы 玥, и в этом случае два дракона будут «обращаться к луне–жемчужине». Нетвердыми моментами в «лунной теории» является красный цвет шара и его спиралевидная форма", - что говорит о том, что это центр вращения, а не луна, сказал бы он автору, и продолжил чтение: "Если это есть жемчужина, представляющая луну, или, по крайней мере, тесно с нею связанная, то красный цвет может означать блеск этого яркого, пламенного драгоценного камня, который в храме на Пу то шань, упоминавшемся выше, представлен позолоченным стеклянным шаром. Красный шар, несомый девушкой–драконом в Зале Закона того же храма, очевидно, также жемчужина. Спираль часто использовалась для изображения священных буддийских жемчужин, и, вероятно, могла служить для рисунков даосских сокровищ; хотя, я должен признать, что спираль буддийских жемчужин поднимается вверх, тогда как спираль драконов плоская. Драконовы жемчужины назывались 千金珠". "Один дракон с жемчужиной в когтях, другие летят с обеих сторон, ...", - всте-таки он нашел упоминание в тексте древнего изображения где жемчужина - центр вращения, в когтях у тела дракона. В кургане Китора у тела созвездия Дракона. И продолжил поиск упоминания "жемчужина": "Наконец, мы должны упомянуть морского бога Оо–вата―цу–ми–но Микото, в имени которого мы вновь обнаруживаем термин «Морской повелитель», или «Морская змея», о котором говорилось в предыдущем тексте. Он также звался Тоё–тама хико–но Микото («Принц–Изобилия–Жемчужин»), а его дочь ― «Тоё–тама–бимэ» («Принцесса–изобилия–жемчужин», 豐玉姫). У этого божества был величественный дворец на дне моря, и когда его дочь объявила ему, что увидела в воде колодца у ворот отражение лица прекрасного юноши, который сидел на дереве кассия неподалеку, он принял Хико–хоходэми ― таково было имя юноши ― весьма радушно. Позже гость женился на принцессе и прожил во дворце три года. Однако затем он вернулся на землю (по Кодзики ― на спине вани, 和邇, одной сажени в длину), за ним последовала и супруга, для которой он построил на берегу «родильный дом». Она умоляла на глядеть на нее во время родов, но он был слишком любопытен и посмотрел украдкой, и увидел, что его жена обратилась вани (Кодзики), или драконом (Нихонги). Рассерженный и пристыженный, он бросил ее ребенка, отца Дзимму Тэнно, и вернулся во дворец морского бога. Слово вани, записываемое либо фонетически (和邇), либо иероглифом 鰐, обозначающим крокодила, обнаруживается еще раз в Главе I Нихонги (с. 40). Там мы читаем: «Далее сказано, что Кото–сиро–нуси–но ками обратился в медведя–вани, восьми сажен в длину (я–хиро–но кума–вани,八尋熊鰐)». Эпитет «медведь» обозначает «сильный, как медведь». Что касается слова вани, то в одной версии легенды о Хоходэми говорится, что морская принцесса стала вани, а по другой ― что обратилась драконом; в первой использованы те же слова, что в вышеуказанном отрывке о Кото–сиро–нуси–но ками: «Тоётама–бимэ обратилась большим медведем―вани, восьми сажен в длину, ползавшим вокруг». Астон в примечании к этому отрывку предполагает, что слово вани ― не японское, но корейское, ванг―и, должное означать просто «царь». Флоренц соглашается с ним, и они основывают свое мнение на том факте, что в легенде содержится много характерных китайских особенностей. Хотя индийские идеи относительно Царей–Нага, о которых шла речь выше (Введение) легко прослеживаются в японской легенде, все же мне кажется, что нам не следует заходить слишком далеко и считать всю историю западной по происхождению; так же у нас нет права подозревать старое слово вани на основании того факта, что часть легенды ― иноземного происхождения. Отчего надо было древним японцам, или корейцам называть этих морских чудовищ «царями», опуская слово «дракон», являющееся важнейшей частью комбинированного термина «царь–дракон»?", - а как же имя Иван, Ваня, Иванка спросил бы он автора, и продолжил читать: "И, если бы полный термин использовался в Корее, наверняка японцы не взяли бы из него лишь последнюю часть. По моему мнению, вани является старым японским морским божеством в облике дракона, или змеи, а легенда ― древнее японское сказание, облеченное в индийские одежды позднейшими поколениями. Старейшая версия, вероятно, излагала, как Хоходэми пошел к божеству моря, женился на его дочери и получил от него две драгоценности отлива и прилива, или какие–то другие средства для наказания своего брата, что чуть не утопило его; после, вернувшись на землю, он построил родильный дом и, нарушив обещание не смотреть на жену при родах, увидел, что она превратилась в вани, т.е. ужасное морское чудовище. Что касается жемчужин, хотя магические драгоценности очень часто встречаются в индийских сказаниях о Царях–Нага; возможно, считалось, что японские морские боги также обладают ими, поскольку море хранит в своих глубинах много драгоценностей; но это может быть и индийской идеей. Когда поздние поколения познакомились с китайскими и индийскими драконами, они идентифицировали с ними своих вани и придали своим старинным легендам черты, заимствованные из сказаний об индийских Нага. Величественный дворец ― индийского происхождения, а, как указывает Астон, ворота замка и дерево (кассия) перед ним, равным образом, как и колодец, служащий зеркалом, образует комбинацию, известную и по европейскому фольклору", -
Комментарии