Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
Франс Халс
Франс
 Халс
Нидерланды 1582−1666
Подписаться14             
Подписаться14             
Биография и информация
 

В 1585 г. после падения Антверпена семья Халса перебралась в Северные Нидерланды и осела в городе Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. В 1600—1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого мастера в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Луки.

Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616 г.), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625 гг., Музей западного и восточного искусства, Одесса).

Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600−1603) у К. ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. 1623−1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился.

Его самые масштабные вещи — большие многофигурные портреты — выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения — 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, — все это в целом складывается в образы глубоко трагические.

Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И.Масса с женой — наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620—1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) — добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой, ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета — 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы анархически-лихой. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все работы — ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным.

Необычайно свободная, размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в бедности.

Умер Халс в Харлеме 29 августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло — среди свершений голландской живописи барокко — почетное второе место после искусства Рембрандта.

Читать дальше
Работы понравились
+7

Лента
Лейденская коллекция – одно из крупнейших частных собраний картин голландских мастеров, – представила собственный сайт . Теперь в интернете можно не только рассмотреть, но и свободно скачать высококачественные цифровые копии уникальных картин Рембрандта, Вермеера, ван Мириса, Доу и их современников, включая три панели из серии «Пять чувств» – самых ранних из известных произведений Рембрандта.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Лейденская коллекция – одно из крупнейших частных собраний картин голландских мастеров, – представила собственный сайт . Теперь в интернете можно не только рассмотреть, но и свободно скачать высококачественные цифровые копии уникальных картин Рембрандта, Вермеера, ван Мириса, Доу и их современников, включая три панели из серии «Пять чувств» – самых ранних из известных произведений Рембрандта.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 192 работы
Франс Халс. Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень, правой рукой опирающегося о спинку стула
0
Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень, правой рукой опирающегося о спинку стула
66×79 см
Франс Халс. Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень
0
Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень
67×80 см
Франс Халс. Портрет Стефана Герадса
0
Портрет Стефана Герадса
87×115 см
Франс Халс. Портрет Яспера Схаде ван Веструма
0
Портрет Яспера Схаде ван Веструма
68×80 см
Франс Халс. Портрет Балтазара Койманса
0
Портрет Балтазара Койманса
64×77 см
Франс Халс. Портрет сидящей женщины с белыми перчатками в правой руке
0
Портрет сидящей женщины с белыми перчатками в правой руке
98×123 см
Франс Халс. Портрет Маритье Вохт, жены Питера Оликана
1
Портрет Маритье Вохт, жены Питера Оликана
94×128 см
Франс Халс. Портрет сорокалетней женщины со скрещенными руками
1
Портрет сорокалетней женщины со скрещенными руками
70×98 см
Франс Халс. Мужской портрет
0
Мужской портрет
70×94 см
Посмотреть все 192 работы художника
HELP