Регистрация
Франс Хальс
Франс
 Хальс
Нидерланды 1582−1666
Подписаться18                
Подписаться18                
Биография и информация
 

В 1585 г. после падения Антверпена семья Халса перебралась в Северные Нидерланды и осела в городе Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. В 1600—1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого мастера в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Луки.

Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616 г.), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625 гг., Музей западного и восточного искусства, Одесса).

Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600−1603) у К. ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. 1623−1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился.

Его самые масштабные вещи — большие многофигурные портреты — выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения — 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, — все это в целом складывается в образы глубоко трагические.

Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И.Масса с женой — наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620—1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) — добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой, ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета — 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы анархически-лихой. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все работы — ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным.

Необычайно свободная, размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в бедности.

Умер Халс в Харлеме 29 августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло — среди свершений голландской живописи барокко — почетное второе место после искусства Рембрандта.

Читать дальше
Работы понравились
+10

Лента
«Шалящие дети, глуповатые селяне, беспечные щёголи, пьяницы, мошенники, ленивые горничные и веселые дамы – ни одно время не породило столько шутливых картин, сколько голландский «золотой век» — так на сайте харлемского музея Франса Хальса пишут о грядущей выставке «Смех в искусстве. Юмор в Золотом веке».

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Франс Хальс. Рыбачка (мастерская)
Франс Хальс. Весельчаки на масленице (Веселое общество). Фрагмент 4. Стол
Франс Хальс. Весельчаки на масленице (Веселое общество). Фрагмент 3
Франс Хальс. Весельчаки на масленице (Веселое общество). Фрагмент 2. Портрет девушки
Франс Хальс. Весельчаки на масленице (Веселое общество). Фрагмент 1
Франс Хальс. Портрет Марит Вохт, жены Питера Оликана
Франс Хальс. Рыбак
Франс Хальс. Пейзаж с семьей. Фрагмент 4. Нянька с детьми
Франс Хальс. Пейзаж с семьей. Фрагмент 3. Портрет двух женщин
Франс Хальс. Пейзаж с семьей. Фрагмент 2. Пейзаж
Франс Хальс. Пейзаж с семьей. Фрагмент 1. Супружеская пара с ребенком
Франс Хальс. Портрет пастора Николаса ван дер Стена
Франс Хальс. Голова мальчика
Франс Хальс. Портрет мужчины в шляпе с правой рукой на груди
Франс Хальс. Портрет молодой женщины
Франс Хальс. Портрет мужчины, держащегося за спинку стула
Франс Хальс. Портрет мужчины, держащего руку у сердца
Франс Хальс. Молодой мужчина и женщина в гостинице (Юнкер Рамп и его возлюбленная). Фрагмент 4. Собака
Франс Хальс. Молодой мужчина и женщина в гостинице (Юнкер Рамп и его возлюбленная). Фрагмент 3. Портрет девушки
Вся лента
Работы художника
всего 290 работ
Франс Хальс. Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень, правой рукой опирающегося о спинку стула
1
Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень, правой рукой опирающегося о спинку стула
1660-е , 79.5×66.5 см
Франс Хальс. Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень
1
Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень
1663, 80×67 см
Франс Хальс. Портрет Стефана Геерердса
1
Портрет Стефана Геерердса
1650, 115.4×87.5 см
Франс Хальс. Портрет Виллема Койманса
1
Портрет Виллема Койманса
1645, 77×64 см
Франс Хальс. Портрет сидящей женщины с белыми перчатками в правой руке
1
Портрет сидящей женщины с белыми перчатками в правой руке
1643, 122.4×97.5 см
Франс Хальс. Портрет Марит Вохт, жены Питера Оликана, бургомистра Гарлема
1
Портрет Марит Вохт, жены Питера Оликана, бургомистра Гарлема
1639, 128×94.5 см
Франс Хальс. Портрет сорокалетней женщины со скрещенными руками
2
Портрет сорокалетней женщины со скрещенными руками
1638, 89.1×70.2 см
Франс Хальс. Портрет мужчины
1
Портрет мужчины
1638, 94.4×70.5 см
Франс Хальс. Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок
1
Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок
1631, 88×66 см
Посмотреть все 290 работ художника
HELP