Регистрация
Франс Хальс
Франс
 Хальс
Нидерланды 1582−1666
Подписаться21                
Подписаться21                
Выставки
Биография и информация
 

В 1585 г. после падения Антверпена семья Халса перебралась в Северные Нидерланды и осела в городе Харлем, где художник прожил всю свою жизнь. В 1600—1603 годах молодой художник учился у Карела ван Мандера, хотя влияния этого мастера в последующих работах Халса не прослеживается. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св. Луки.

Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1616 г.), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625 гг., Музей западного и восточного искусства, Одесса).

Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600−1603) у К. ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. 1623−1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился.

Его самые масштабные вещи — большие многофигурные портреты — выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения — 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, — все это в целом складывается в образы глубоко трагические.

Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И.Масса с женой — наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620—1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) — добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой, ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета — 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы анархически-лихой. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все работы — ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным.

Необычайно свободная, размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в бедности.

Умер Халс в Харлеме 29 августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло — среди свершений голландской живописи барокко — почетное второе место после искусства Рембрандта.

Читать дальше
Работы понравились
+10

Лента
Пушкинский музей анонсировал грандиозную выставку: «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» (26 марта - 22 июля 2018 года, а после она переедет в Эрмитаж).

Лейденская коллекция - это частное собрание нью-йоркского коллекционера Томаса Каплана. Вермеер у него один – так что мы уже точно знаем, какую картину привезут. А вот рембрандтов у Каплана много – 13 произведений. Пушкинский не сообщает, какие именно работы Рембранда приедут в Москву (известно только общее число экспонатов – 75, а также хедлайнеры выставки – кроме Вермеера с Рембрандтом, это Фабрициус, Метсю, Хальс), поэтому у нас есть повод помечтать и выбрать те рембрандтовские вещи, которые особенно хотелось бы увидеть. Они ниже.

Портрет девочки в плаще с золотой оторочкой
Портрет Антони Копала
Минерва
Автопортрет с затенёнными глазами
Портрет раввина
Молодая женщина за виржиналом
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Главная художественная галерея Дании – Государственный музей искусств (Statens Museum for Kunst, SMK) в Копенгагене – присоединился к плеяде мировых учреждений, сделавших свои коллекции доступными для свободного скачивания. На сайте  smk.dk находится свыше 25 тысяч изображений произведений искусства. Снимки с пометкой Public Domain можно использовать для любых целей.

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 290 работ
Франс Хальс. Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень, правой рукой опирающегося о спинку стула
1
Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень, правой рукой опирающегося о спинку стула
1660-е , 79.5×66.5 см
Франс Хальс. Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень
1
Портрет сидящего мужчины в шляпе, одетой набекрень
1663, 80×67 см
Франс Хальс. Портрет Стефана Геерердса
1
Портрет Стефана Геерердса
1650, 115.4×87.5 см
Франс Хальс. Портрет Виллема Койманса
1
Портрет Виллема Койманса
1645, 77×64 см
Франс Хальс. Портрет сидящей женщины с белыми перчатками в правой руке
1
Портрет сидящей женщины с белыми перчатками в правой руке
1643, 122.4×97.5 см
Франс Хальс. Портрет Марит Вохт, жены Питера Оликана, бургомистра Гарлема
1
Портрет Марит Вохт, жены Питера Оликана, бургомистра Гарлема
1639, 128×94.5 см
Франс Хальс. Портрет сорокалетней женщины со скрещенными руками
2
Портрет сорокалетней женщины со скрещенными руками
1638, 89.1×70.2 см
Франс Хальс. Портрет мужчины
1
Портрет мужчины
1638, 94.4×70.5 см
Франс Хальс. Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок
1
Портрет сидящего офицера, упирающегося рукой в бок
1631, 88×66 см
Посмотреть 290 работ художника
HELP