Регистрация

Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар

Предложить название
1806, 116×90 см • Масло, Холст  • 
Доп. изображения —

Описание картины «Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар»

«Портрет мадам Ривьер» – один из цикла изображений Ривьеров работы Энгра. Вообще-то, написание портретов маэстро считал, скажем так, халтурой: деньги же надо чем-то зарабатывать. Очевидно, что заказчики его работы в этом жанре оценивали выше, чем он сам. А Бодлер вообще считал, что Энгр – «единственный человек во Франции, способный по-настоящему писать портреты».

Все три портрета семейства Ривьер Энгр выставил на Салоне в 1806 году, и публика их приняла весьма прохладно. «Какие-то они странные», – шептали зрители и критики и отходили восвояси.

Сначала королевский советник Филибьер Ривьер заказал свой портрет. Эта картина достаточно большого размера, в ней очевидно влияние школы учителя Энгра – Жака-Луи Давида. Выразительная фигура на нейтральном фоне, ритмическое сочетание вертикальных и горизонтальных линий придают устойчивости, основательности изображенному.

Насколько отличается от этого уверенного и даже жесткого портрета изображение мадам Ривьер! Волнистые линии, мягкие округлости, нежная чувственность – с таким настроением она написана. Энгр выбрал овальную форму, что позволило особо подчеркнуть мягкость и плавность женских изгибов. В вину художнику ставили анатомические несоответствия. В данном случае грудь Мари расположена слишком высоко. Это не единственный случай, когда Энгра упрекали в «неправильном» изображении женского тела. Остряки иронизировали насчет расположенной на шее третьей груди Анжелики, а у «Большой одалиски» насчитывали лишние позвонки. 
Не обошлись и без традиционных нареканий насчет рук без костей. Пальцы мадам Ривьер действительно выглядят настолько мягкими, словно в них нет костей. Справедлив такой упрек и в отношении «Юпитера и Фетиды» , где руки Фетиды явно устроены по иным законам, чем привычные нам.

Однако перед нами не анатомический атлас! Слишком высоко расположенная грудь Мари Ривьер идеально вписывается в легчайшую, воздушную диагональ: с правого верхнего угла в левый нижний – округлый локоть, расслабленная кисть, перехваченное под грудью платье в стиле ампир, уходящее мягкой волной за край холста. Противовесом, создающим ритмическую игру, служит шаль из тяжелого шелка, концы которой ниспадают вниз от левого локтя, окутывают правую руку и соскальзывают с нее. Вверху равновесие линий и направлений создано легчайшей газовой накидкой, отброшенной влево и назад, и свисающими вниз и вправо завитками волос. Мягкость, нежность и скрытая чувственность – таково настроение портрета мадам Ривьер.

На третьем семейном портрете изображена юная мадмуазель Ривьер. Мы видим ее на фоне прозрачного весеннего пейзажа. В этом портрете уже очевидны приоритеты Энгра: он все дальше отходит от своего непосредственного учителя Давида в направлении единственного кумира – Рафаэля. Энгр вообще считал, что после Рафаэля мировая живопись пошла по неверному пути, и исправить это можно, лишь вернувшись к Рафаэлю и продолжив его линию.

В облике Каролины Ривьер тоже не всё в порядке с точки зрения анатомии: снова слишком высоко расположена грудь (но изящная шея – само совершенство). Также Энгра упрекали в том, что руки в перчатках кажутся слишком огромными для хрупкой фигурки девушки. Вместе с тем, высокая маленькая грудь, белоснежные платье с горжеткой и даже контрастно выглядящие чрезмерно большие руки в «тяжелых» мягких светло-коричневых перчатках подчеркивают юность, невинность и воздушность образа в целом. Гладко зачесанные волосы, ясные черты лица, свежий румянец и очень красивая шея оттеняют яркость образа и частично размывают фон. Поза, в которой девушка запечатлена, кажется несколько скованной, напряженной, что вполне естественно – девочки-подростки, как правило, ощущают себя угловатыми и излишне напрягаются, похоже, от века это не зависит. С возрастом женщина получает все шансы от такой напряженности избавиться – мадам Ривьер на портрете абсолютно расслаблена. Но Каролине до такого дожить не удалось, на следующий год после написания портрета, она умерла, навсегда оставшись 13-летней.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Классицизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Альбрехт Дюрер. Исследования рук
  • Эндрю Уайет. Разрыв
  • Сальвадор Дали. Рука
Руки
Собирает Елена Настюк
69 работ • 0 комментариев
  • Франсуа Юбер Друэ. Мадам де Помпадур
  • Группа  мастеров. Обоняние и Осязание
  • Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской
Обоняние
Собирает Елена Настюк
61 работа • 0 комментариев
  • Жан Огюст Доминик Энгр. Купальщица
  • Жан Огюст Доминик Энгр. Гигин Эдмонд Людовик
  • Жан Огюст Доминик Энгр. Дельфина Рамель
энгр
Собирает Далида Прищепа
11 работ • 0 комментариев
  • Жан Огюст Доминик Энгр. Обет Людовика XIII
  • Жан Огюст Доминик Энгр. Сюжет 12
  • Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Мари Маркоз (г-жи де Сеннон)
Энгр, лучшее
Собирает Анна Антонова
29 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Франсуа Юбер Друэ. Мадам де Помпадур
3
Мадам де Помпадур
Жан Огюст Доминик Энгр. Гигин Эдмонд Людовик
0
Гигин Эдмонд Людовик
Жан Огюст Доминик Энгр. Купальщица
2
Купальщица
Жан Огюст Доминик Энгр. Дельфина Рамель
1
Дельфина Рамель
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP