Регистрация
Жан Огюст Доминик Энгр
Жан Огюст Доминик
 Энгр
Франция 1780−1867
Подписаться116                
Подписаться116                
Биография и информация
 
«Вы что, не видите, что здесь хочет сесть сам месье Энгр?!» — с такими словами художник Энгр согнал в театре с места молодого человека, которым оказался писатель Анатоль Франс. Покладистым нравом художник не отличался, гением себя считал с юных лет, и некоторое время кардинально расходился в этом вопросе со всеми остальными, что, разумеется, добавляло поводы для конфликтов.

Детство и обучение Энгра

Жану Огюсту Доминику Энгру (фр. Jean Auguste Dominique Ingres) здорово повезло с отцом, а вот его матери с мужем — не очень. Жозеф Энгр занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.

Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке он сохранил на всю жизнь, а выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Не в обиду художнику будет сказано, но так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной.

С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр завоевал эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами. А через пять лет он таки едет в Италию.

Итальянские приключения и триумф Энгра

Италию по праву можно назвать его второй родиной, на некоторое время в сердце Энгра вытеснившей первую. Попросту говоря, когда у него была возможность жить в Италии, он ее использовал. Из Италии Энгр регулярно отправлял во французскую Академию так называемые «посылки» — свои картины, выполненные задания Академии и работы для Салона. Зачастую их встречали прохладно. По завершении стажировки Энгр не спешил возвращаться во Францию, благо, с заказами в Италии у него сбоев не было, там его признали раньше, чем в родной стране.
В 1824 году он возвращается во Францию и представляет на Салоне картину «Обет Людовика ХIII». Это триумф! Его величают новым Рафаэлем, а его работы — «противоядием от выскочек-романтиков». Вскоре — орден Почетного легиона, звание академика и преподавание в Академии изящных искусств. Карьера Энгра стремительно идет в гору: вот он президент парижской Академии, а вскоре возглавляет филиал Академии в Риме (так называемая Вилла Медичи).

Известна легенда о том, как в 1837 году выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.

В 1841 году Энгр возвращается в Париж уже навсегда. Встречают его с почетом: банкет на 400 персон, личные аудиенции короля… Более в его таланте не сомневаются, хотя отдельные картины будут подвергать критике, иногда вполне справедливой.

За его жизнь сменилось несколько эпох: Французская революция, правление Наполеона I, Реставрация, Вторая империя… Сквозь все эти вехи Жан Огюст Доминик Энгр прошел, не вовлекаясь в них. Он говорил, что ему совершено безразлично, кто у власти и какая форма правления в стране, главное, чтобы он мог заниматься живописью. Впрочем, он все же придерживался достаточно консервативных взглядов.

Личная биография художника

Первой невестой Энгра была Анна-Жюли Форестье, дочь судейского чиновника. Сохранился рисунок, на котором Энгр-художник изобразил семейство своей возлюбленной. Светлый, легкий, радостный набросок — это всё, что осталось от помолвки. Когда Энгр стажировался в Италии, родители девушки настояли на расторжении обручения. Они сочли, что этот неистовый живописец — не лучшая партия, да и сам Энгр под жарким итальянским солнцем охладел к невесте.

О том, что с будущей женой Энгра познакомила супруга служившего в Риме французского чиновника, известно всем. На самом деле ситуация была более пикантной: Энгр был влюблен в эту женщину, и она, желая его утешить, свела художника со своей кузиной, внешне очень похожей на нее. Сначала молодые переписывались, потом встретились, а в 1813 году Жан Огюст Доминик Энгр, художник, женился на Мадлен Шапель, модистке. Брак оказался удачным, они были очень счастливы. Совпали их взгляды на жизнь, чувственный темперамент, взаимопонимание в быту. Мадлен отлично уживалась с непростым характером Энгра. Семейную жизнь омрачила лишь смерть ребенка — через год после свадьбы у них родился малыш, который сразу же умер. Больше детей у Энгра не было.

В 1820 году скульптор Лоренцо Бартолини пригласил Энгра с супругой погостить к себе во Флоренцию. Художник принял приглашение, но через несколько месяцев они с женой покинули роскошный особняк практически со скандалом. Причина? То ли зависть всё ещё не вполне оцененного художника к обласканному публикой скульптору, то ли ревность. Да-да, есть версия, что Энгр приревновал жену к Бартолини.

С Мадлен они прожили вместе до самой её смерти в 1849 году. «Всё закончилось. Её больше нет, нет моего дома, я надломлен. Всё, что я могу, — это плакать от горя», — он очень тяжело переживал смерть любимой жены. Почти на три года Энгр уединился в своем доме. Потом друзья познакомили его с вдовой известного адвоката Дельфиной Рамель. 71-летний художник женился на 43-летней Дельфине. Она стала ему хорошей женой, поддерживала во всем, взяла на себя повседневные и бытовые вопросы, дав ему возможность заниматься исключительно живописью.

Крутой нрав Энгра

Характер у Энгра был весьма капризный и раздражительный, к успехам других художников он относился ревниво, свои взгляды считал единственно верными. При этом он был хорошим учителем, хотя и чересчур авторитарным. Занятия его проходили очень интересно, и студенты их любили. Однако Энгр-художник впадал в ярость, когда слышал свои идеи из чужих уст, по крайней мере, без прямой ссылки на него.

Нередко внешняя самоуверенность прикрывает внутренние сомнения и метания, и, пожалуй, к Энгру это в полной мере относится. Он был чрезвычайно честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента. А таких отзывов хватало. С одной стороны — Энгра и его картины восхваляли, награждали, почитали, обласкивали, с другой — упрекали в неуместной «готичности», претенциозности, холодности. Не всегда эти упреки беспочвенны. «Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам.

Энгр, Рафаэль и Делакруа

Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику. И очень любил обнаженное женское тело, был его неутомимым певцом.

Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля. Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции. Рафаэля Энгр безмерно почитал, а Рубенса терпеть не мог, заявляя, что живопись последнего ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота».

Говоря про Энгра, обычно вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов, противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.

Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А, как известно, все эти товарищи академизм не особо почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Ilnar Hazeev
Ирина
+63

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Жан Огюст Доминик Энгр. Венера, раненная Диомедом
Жан Огюст Доминик Энгр. Этюды лежащих обнаженных мужских фигур
Жан Огюст Доминик Энгр. Три этюда обнаженных всадников
Жан Огюст Доминик Энгр. Спящая одалиска
Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет в возрасте 78 лет
Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет
Жан Огюст Доминик Энгр. Лорд Грехэм Томас Филип Робинсон
Жан Огюст Доминик Энгр. Людовик XIV обедает с Мольером
Вся лента
Работы художника
всего 199 работ
Жан Огюст Доминик Энгр. Большая одалиска
16
Большая одалиска
1814, 91×162 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Турецкие бани
4
Турецкие бани
1862, 110×110 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона)
10
Сидящая купальщица (Купальщица Вальпинсона)
1808, 146×97.5 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар
6
Портрет мадам Ривьер, урожденной Мари Франсуазы Бибен Бло де Борегар
1806, 116×81 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Роже спасает Анжелику
6
Роже спасает Анжелику
1819, 147×190 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Зевс и Фетида
0
Зевс и Фетида
1811, 327×260 см
Жан Огюст Доминик Энгр. Этюд обнаженной натурщица для аллегорической фигуры Франции
0
Этюд обнаженной натурщица для аллегорической фигуры Франции
Жан Огюст Доминик Энгр. Этюд натурщицы в драпировках для аллегорической фигуры Франции
0
Этюд натурщицы в драпировках для аллегорической фигуры Франции
Жан Огюст Доминик Энгр. Этюд для картины "Золотой Век"
1
Этюд для картины "Золотой Век"
1862
Посмотреть все 199 работ художника
HELP