войти
опубликовать

Ай
Вэйвэй

Китай • Пекин • родился в 1957
Ай Вэйвэй (кит. 艾未未; англ. Ai Weiwei; 28 августа 1957 года, Пекин, Китай) – китайский художник, скульптор и политический активист, с помощью своих работ чаще всего выступающий с резкой критикой в адрес властей Китая. Борьба с правительством у Вэйвэя в крови: он родился в семье выдающегося поэта Ай Цина, которого вместе с семьей отправили в ссылку из-за его творчества. В Пекин они смогли вернуться лишь спустя почти 20 лет, когда умер Председатель Мао, и довольно скоро Вэйвэй стал заявлять о себе в творческих кругах. Уже тогда его работы, как и искусство его друзей, носили политический характер. Вместе молодые художники участвовали в демократических маршах и митингах. В 1981 году Вэйвэй переехал в США, где прожил 11 лет, понемногу набираясь знаний в разных художественных учебных заведениях, повышая свой уровень английского и постоянно фотографируя. Первая персональная выставка художника прошла в 1988 году в Нью-Йорке. Но через несколько лет ему пришлось вернуться в Пекин из-за болезни отца.

Поворотным моментом в жизни Вэйвэя стал 1999 год, когда его пригласили представлять Китай на Венецианской Биеннале. Он громко заявил о себе на международной художественной сцене, а его работы стали привлекать много внимания. Не могли их не заметить и китайские власти. В первую очередь, они пытались максимально ограничить коммуникации Вэйвэя с остальным миром. Когда его личный блог был закрыт правительством, он перебрался в социальные сети и продолжил писать откровенные и провокационные вещи. Он придерживается убеждения, что художник должен постоянно оставаться на связи со своей аудиторией и «сообщать, что у вас на уме и зачем вы это делаете».

Но самая серьезная конфронтация с властями началась у Вэйвэя после Сычуаньского землетрясения в 2008 году. В своем Твиттере художник написал ряд очень эмоциональных сообщений, в которых обвинял правительство в гибели тысяч детей под завалами некачественно построенных школ. Власти пытались замять этот скандал и не стали публиковать число жертв землетрясения. Тогда Вэйвэй провел собственное расследование и обнародовал собранные данные (по последним оценкам – более 5000 погибших). Вскоре после этого художника избили полицейские, и он попал в больницу с кровоизлиянием в мозг.

В последующие годы Вэйвэя помещали под домашний арест, не выпускали из страны, устанавливали в его доме и студии камеры и подслушивающие устройства, сажали в тюрьму и сносили его дом. Но художник и не думает отказываться от своих убеждений. Он постоянно работает над новыми проектами, делает политические высказывания и привлекает внимание общественности к гуманитарным катастрофам и кризисам. Вэйвэй помогает обрести голос и стать видимыми тем, кто живет в нищете и угнетении.

Особенности творчества художника Ай Вэйвэя: почти все его творчество связано с Китаем. Многие его работы так или иначе имеют отношение к культуре и истории его родной страны. И работы эти кажутся довольно простыми, если не понимать подтекста и контекста. Стараясь донести свои мысли до публики, Вэйвэй беспощаден. Он разбивает и раскрашивает красками старинные китайские вазы, вытесывает из куска мрамора «памятник» камере наблюдения, спрессовывает в огромный куб тонну чая пуэр и превращает его в скульптуру. Он лишает предметы их назначения, их функциональности, вкладывая в них новые смыслы. Предлагая посетителям выставки ходить по «ковру» из фарфоровых подсолнечных семечек, каждое из которых сделано и раскрашено вручную китайскими рабочими, Вэйвэй обращает внимание на то, как во всем мире ценится китайский фарфор, в то время как создающие его люди тяжело работают за гроши.

Знаменитые работы Ай Вэйвэя: «Подсолнечные семечки», «Речные крабы», «Камера наблюдения», «Ваза династии Хань», «След».

Автор: Евгения Сидельникова.

Перейти к биографии