Описание работы «Подсолнечные семечки»
«Подсолнечные семечки» – это, пожалуй, самая знаменитая работа Ай Вэйвэя. После того, как она была представлена публике, о ней много писали и говорили и продолжают говорить до сих пор. Но за большими числами, которые неизбежно упоминаются, когда речь заходит о «Подсолнечных семечках», довольно часто теряются многослойные глубокие смыслы, которые вкладывал в эту инсталляцию художник.
Однако начать все же стоит с больших чисел. Творение Ай Вэйвэя – более 100 миллионов фарфоровых семян подсолнуха – было представлено в октябре 2010 года в галерее Тейт Модерн. Семечки полностью покрывали пол громадного Турбинного зала музея (около 1000 квадратных метров) слоем в 10 сантиметров. В общей сложности инсталляция весила около 150 тонн. Каждое из этих семечек было изготовлено и расписано вручную: процесс занял 2,5 года, а в работе было задействовано более 1600 человек.
За много столетий фарфор стал почти синонимом Китая и одним из важнейших символов этой страны. И масштабная инсталляция Ай Вэйвэя создавалась в очень символическом месте – «фарфоровой столице» Китая Цзиндэчжэне, где мастера производят потрясающие керамические изделия вот уже почти 2000 лет. Фарфор, впервые произведенный во времена династии Хань примерно в 200 году до н. э. (позже технология была доработана во время династии Тан), изготавливается путем нагрева белой глины до температуры более 1200 градусов Цельсия. Сплавление частиц при таком нагреве позволяет мастерам создавать сосуды с чрезвычайно тонкими, но очень прочными стенками. По Шелковому пути уникальные фарфоровые изделия отправлялись на Запад, и со временем большая часть китайского фарфора стала производиться на экспорт.
Используя для своей инсталляции такой ценный материал, Ай Вэйвэй старался напомнить зрителям о том, что у понятия «Сделано в Китае» может быть не только негативный смысл. И о том, какой ценой дается Китаю борьба за место в мировой экономике – ценой здоровья и жизней тысяч наемных работников, которые вынуждены трудиться за гроши, несмотря на признанное во всем мире мастерство.
Образ подсолнечника был очень распространенным в Китае во времена Культурной революции 1960-70-х годов и часто использовался в качестве визуального символа Председателя Мао. И, что еще важнее, – всего китайского народа. Ай Вэйвэй говорил: «В то время, когда я рос, это был распространенный образ Народа. Как подсолнух поворачивается, следуя за движением красного солнца, так и массы должны были следовать за своими правителями. Люди носили пригоршни семечек в карманах и ели их при каждом удобном случае. Это было больше, чем просто перекус. Пустая шелуха была эфемерными следами социальной активности».
Кроме прочего, в «Подсолнечных семечках» Ай Вэйвэй исследует комплекс сложных взаимодействий между одним и многими, индивидом и массами, личностью и обществом. В общей массе мириады семян кажутся неотличимыми, но при этом каждое из них – уникально.
Автор: Евгения Сидельникова.