войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Альтернативные названия: Негритянка в белом
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1928
Размер: 93×74 см
Работа в подборках: 6 подборок
Тэги

Описание картины «Марокканка в белом»

«Марокканка в белом» - одно из нескольких полноразмерных полотен, написанных маслом, которые Зинаида Серебрякова создала после возвращения из поездок в Марокко. По мнению критиков, портреты «марокканского цикла» художницы, который насчитывает более 200 этюдов и полотен, продолжают стилистику ее «крестьянской» темы 1910-х годов.

Как же Серебряковой, при ее достаточно тяжелом финансовом положении, удалось поехать в Африку, да еще и на шесть недель? Ответ мы находим в воспоминаниях ее дочери Екатерины: «…В Бельгии была большая выставка, и мама принимала в ней участие, выставляя свои работы, среди которых были и обнаженные. Бельгийский король посетил эту выставку, шел со своей свитой и остановился перед мамиными работами. Среди сопровождавших его людей был барон Броуэр, который увидел, что король остановился перед мамиными работами, и решил заказать ей портреты своей семьи». Встреча эта произошла весной 1928 года; конечно же Зинаида Серебрякова согласилась написать портреты семьи Брауэров и отправилась в Брюгге. После окончания сеансов барон понял, что не ошибся в выборе мастера: работы Серебряковой ему понравились. «У него были большие имения в Марокко, и он предложил маме, что он отправит ее туда рисовать, оплатит ей дорогу» - вспоминала Екатерина, которая приехала к матери в Париж как раз весной 1928 года. – «У него там была одна знакомая, и он хотел, чтобы мама ее нарисовала. Он оплатил маме дорогу, и мама должна была отдать ему все работы, которые он выберет...»

И вот в декабре 1928 года Зинаида Серебрякова приехала в Марракеш. Первые две недели она не могла рисовать – настолько ее поразила атмосфера этого пестрого, говорливого города, населенного людьми разных рас и национальностей. «Каждый день ложусь в отчаянии и решаю уехать, а утром опять не нагляжусь на эту удивительную картину жизни» - писала художница брату Евгению Лансере. Яркие восточные базары, непривычные цвета и запахи, совсем другие человеческие типажи, быт, нравы, архитектура, природа – все это будило воспоминания о сказках «Тысячи и одной ночи». Прошло немного времени, и Серебрякова начала рисовать. Работать приходилось очень быстро, можно сказать – стремительно. Художница поначалу стеснялась работать на улицах незнакомого города, да и модели, которых она пыталась рисовать, частенько требовали денег, а после могли встать и просто уйти. Поэтому Серебрякову спасала скорость, зоркий глаз, умение «цеплять» образ и… пастель, которой она работала просто виртуозно.

Ее покровитель, де Брауэр, очень надеялся получить работы в стиле ню. Марракеш – не Париж, здесь мусульманские обычаи запрещали женщинам лицо показывать, не говоря уже о позировании нагишом. И все же Серебрякова сделала несколько изумительных пастельных этюдов с обнаженной натурой, и, как на всех ее предыдущих картинах, мы видим не томных одалисок, но прекрасных молодых женщин, чьи позы естественны, а тела наполнены жизнью.

Шесть недель в сказочном Марокко пролетели очень быстро, а их результатами стали 60 этюдов. По возвращению в Париж Серебрякова показала «свой Марракеш» на небольшой выставке в галерее Бернхейма-младшего. Александр Бенуа открыто восхищался ее работами: «Своей коллекцией Марокко, созданной в течение всего только шестинедельного пребывания, она просто всех поразила: такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» И почти сразу, по свежим еще впечатлениям, художница написала несколько полноформатных картин маслом, в том числе «Марокканку в белом» и «Марокканку в розовом».

По материалам Артхива. Цитаты из писем приводятся по изданию: Зинаида Серебрякова», Русакова А.А., 2017

Комментарии