Регистрация

За завтраком

Предложить название
1914, 88.5×107 см • Масло, Холст

Описание картины «За завтраком»

«Как же за завтраком, когда обед подают?», – удивлялись зрители. Но в доме Серебряковых был принят европейский режим питания, более физиологичный, чем привычный трехразовый, состоящий из завтрака, обеда и ужина. Утром подавался «маленький завтрак», а в полдень следовало то, что мы называем ланчем, плотный второй завтрак. О нем и речь.

За столом изображены трое старших детей художницы. По дальнюю сторону – восьмилетний Женя, на переднем плане – Саша, которому 6-7 лет, справа двухлетняя Тата. Младшей, Катюше, за стол пока рано, она еще на руках у кормилицы.

Отдельный персонаж – руки кого-то взрослого, разливающие суп. Мы не знаем, кто это – бабушка, няня или кухарка. Но именно ее руки добавляют уюта и ощущения защищенности картине. Дети не оставлены, они под присмотром, их кормят. Смотреть, как ест ребенок – особое, понятное каждой матери ощущение. Это о том, что дети здесь, рядом, с ними всё хорошо, они сыты и здоровы.

Руки на этом портрете вообще написаны виртуозно: разливающие суп руки взрослой женщины, мягкие, пухлые ладошки Таты, длинные пальцы уже большого Жени, Сашина ладонь с зажатой в ней ложкой – еще не такая вытянутая, как у старшего брата, еще таящая отголоски детский пухлости, но уже гораздо более «взрослая», чем младенческая ладошка Таты.

Композиция кажется спонтанной, но при этом очевидно, что она хорошо продумана и согласована. Помимо великолепной работы портретиста, обращает на себя внимание и натюрморт. Серебрякова отлично передает фактуру предметов: матовое сияние столового серебра, блестящий желтый бок кувшина, поджаристая корочка хлеба, контраст материалов, тяжесть деревянных стульев, мягкая белизна скатерти, соединяющая и предметы, и персонажей вокруг себя.

Эта работа – одно из самых интимных и обаятельных произведений Серебряковой. Она на долгие годы стала образцом семейного и детского портрета. По словам Александра Бенуа, Зинаида Серебрякова, «не знает себе соперников» в этом жанре.

Картина «За завтраком» возникла не на пустом месте. Предварительные портреты, эскизы – в них уже заметно мастерство, с которым Серебрякова пишет детей: материнская интонация бесконечной нежности и при этом ни малейшего намека на слащавость, сентиментальность, сюсюканье. Так ребенка видит любящая его мать, а не дамы в салоне, умиляющиеся над парадным вариантом абстрактного ангелочка в кудряшках. Работы, предваряющие появление «За завтраком»: "Так заснул Бинька", "Портрет Жени", "В детской".

Если попытаться сравнить детские портреты Серебряковой с кем-то, то разве с классиками. Впрочем, сама она такой аналогией была бы возмущена до глубины души, потому что чрезвычайно скромно оценивала собственное дарование и боготворила классиков.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Натюрморт, Жанровая сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За завтраком
Серебряков
Собирает Иван Строев
1 работа • 0 комментариев
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За завтраком
Зинаида Серебрякова
1 работа • 0 комментариев
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. За завтраком
Любимые художники
Собирает Ирина Родыгина
1 работа • 0 комментариев
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Карточный домик
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Беление холста
Серебрякова З.Е.
6 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли
6
Наводнение в Пор-Марли
Альфред Сислей
1872, 46.4×61 см
Винсент Ван Гог. Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)
30
Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)
Винсент Ван Гог
Август 1888, 92.1×73 см
Поль Гоген. Ветчина
1
Ветчина
Поль Гоген
1889, 50×58 см
Эдуар Мане. Балкон
6
Балкон
Эдуар Мане
1869, 169×123 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP