Регистрация

Пьета (Оплакивание Иисуса Христа)

Предложить название
Сентябрь 1889, 73×60.5 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Пьета (по Делакруа)
Аннотация
Пьета — один из типов католической иконографии Богородицы, который достаточно часто встречается в искусстве Западной Европы. Сцена, изображающая Богоматерь с мертвым Христом на коленях, запечатлена на полотнах многих выдающихся мастеров. Среди них и картина Ван Гога «Пьета» — произведение, сюжет которого совершенно не характерен для художника.

По-итальянски «пьета» означает «жалость». Название полностью соответствует изображению фигуры матери возле мертвого сына, скорбящей и отрешенной. Главным отличием от сцены Оплакивания Христа, имеющей, казалось бы, идентичный сюжет, является количество действующих лиц и положение тела умершего в пространстве. Пьета подразумевает отсутствие свидетелей, а также то, что Христос лежит на коленях Девы Марии.

В картинах Ван Гога, несмотря на глубокие религиозные убеждения живописца, редко находилось место сценам библейской тематики, таким, как Пьета. Право же писать Христа он признавал за очень немногими: по мнению Ван Гога, таким мастерством обладали только Рембрандт, Делакруа и Милле. Свой собственный набросок, посвященный Христу, Винсент Ван Гог уничтожил. Художник, всю жизнь стремившийся к духовности, изучению религиозной концепции и проповедничеству, не нашел сил и возможности идти по наиболее доступному для него пути — передаче своих убеждений через живопись. Однако он в полной мере овладел направлением, наиболее ярко передающим мысли и чувства автора, раскрывающим его индивидуальность — постимпрессионизмом.

Основой для картины Ван Гога «Пьета» послужила одноименная литография с работы кисти Делакруа — живописца, чью работу с цветом Винсент считал гениальной. Поводом к созданию произведения стало для Винсента небольшое происшествие: литография по неосторожности была испачкана краской и маслом. Это расстроило художника и побудило сделать копию.

Сюжет картины Ван Гога «Пьета» полностью идентичен сюжету произведения Делакруа. Однако цветовая гамма, выбранная Винсентом — тревожная, сине-желтая. Подобное сочетание оттенков свидетельствует об эмоциональной подавленности живописца, склонности к депрессиям, ранимости. Именно в таком состоянии, по всей вероятности, Ван Гог находился в последние месяцы своей жизни. «Пьета» написана почти за год до самоубийства художника, но признаки необратимых изменений в психике были заметны уже тогда. Многие исследователи творчества Винсента Ван Гога считают, что в образе Христа на своем единственном религиозном полотне живописец изобразил себя — одинокого, непонятого и страдающего, посвятившего жизнь Богу и искусству.
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Стиль и техника: Постимпрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

С этой работой в подборки добавляют

Эль Греко (Доменико Теотокопули). Оплакивание Христа (Пьета)
1
Оплакивание Христа (Пьета)
Хуберт ван Эйк. Оплакивание
0
Оплакивание
Винсент Ван Гог. Куст в парке в Арле
4
Куст в парке в Арле
Винсент Ван Гог
1888, 13.5×17 см
Винсент Ван Гог. Сад в Провансе
2
Сад в Провансе
Винсент Ван Гог
1888, 49×69 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP