Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей

Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина

Предложить название
1911, 65×81 см • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Портрет Ф.И. Шаляпина

Описание картины «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина»

Портрет Федора Шаляпина 1911 года, написанный Коровиным, вполне справедливо считается одним из лучших изображений артиста. Коровин написал еще несколько портретов друга (1, 2).

Знакомством Коровин и Шаляпин обязаны меценату Савве Мамонтову: в 1896 году на Нижегородской выставке художник оформлял павильон Мамонтова, посвященный Крайнему Северу, а знаменитый певец там же выступал перед именитыми гостями. Они быстро сдружились и стали практически неразлучны. Шаляпин даже построил дачу неподалеку от имения Коровина в Охотино. Художник оформлял множество спектаклей артиста, создавал костюмы и декорации. И, кстати, учил его рисовать. По мнению Коровина, у Шаляпина был «недюжинный талант рисовальщика и живописца».

Этот портрет Коровин писал во французском городке Виши – там они встретились на отдыхе в 1911 году. Позже он продал картину коллекционеру Терещенко, что, по некоторым сведениям, страшно возмутило певца. Впрочем, вскоре закадычные друзья помирились.

Этот портрет достаточно типичен для Коровина. Этюдная манера, создающая эффект незаконченности, широкий, легкий мазок, смелое обращение с красками и, конечно, солнце. Шаляпин буквально залит солнечным светом, который проникает через распахнутое окно. А поскольку мы имеем дело с импрессионизмом по-русски, то портрету свойственна также собая характерность, психологичность. Щедрые мазки вполне передают волную, свободолюбивую, сильную натуру Шаляпина. Лицо и фигура изображены обобщенно, но при этом достаточно характерно. Фон же, напротив, написан сглажено. Великолепная деталь – свисающая правая рука, она – целая история о том, что позирующий расслаблен прямо сейчас и доволен жизнью в целом. Этюдность изображения совершенно не противоречит этой выразительности.

Артист изображен у стола – букеты цветов, графин с наливкой, абсолютно жизненная обстановка, то самое импрессионистическое «остановись, мгновенье». Но все же герой здесь – сам изображенный, а не световые и цветовые контрасты. Глядя на него, в этом мерцании света, в переплетениях цвета, мы считываем его порывистость, душевную открытость, замечаем даже нотки самолюбования, ощущаем довольство, радость жизни и упоение самим фактом бытия.

Колористика картины строится на сопоставлении теплых, охристых тонов комнаты и холодных зеленых и белых оттенков цветущего дерева. В образе Шаляпина они соединяются: согретый солнцем, теплый оттенок костюма таит холодные вкрапления белого. Коровин был склонен к полижарновости, и эта картина – прекрасная иллюстрация. В ней мы видим элементы портрета, пейзажа, натюрморта – всё подчеркивает колоритный образ героя.

Немного домыслов, догадок и легенд по теме. В эмиграции отношения у Коровина и Шаляпин разладились. Есть версия, что виной тому несчастный случай, происшедший с сыном Коровина. Якобы дело было в Берлине, и Алексей спас дочь Шаляпина, но пострадал при этом сам, лишившись то ли одной, то ли обеих ног. Однако в архивах Третьяковской галерее хранится медицинское заключение о травме, которую Алексей Коровин получил еще в Москве. Он оступился, взбираясь на ступеньку трамвая, и ему отрезало ступню. Он нуждался в протезе и на всю жизнь остался хромым. При чем же тут Шаляпины? Дело в том, что сразу после происшествия юношу отвезли на квартиру друга отца, Федора Шаляпина, поскольку она находилось неподалеку, и в лечебницу его отправили уже оттуда.

Хотя слух о спасении дочери Шаляпина сыном Коровина недостоверен, ссоры для Шаляпина и Коровина были явлением обыденным, поскольку оба могли быть достаточно вспыльчивыми. Охлаждение в отношениях объясняется куда более простыми причинами: их жизнь после отъезда из Советской России складывалась очень по-разному. У Шаляпина был успех, выступления по всему миру, полные залы. А Коровин постоянно находился в кабальной зависимость от недобросовестных галеристов, погряз в семейных, тяжело складывающихся делах, страдал от не заканчивающегося безденежья. Они продолжали общаться, но все реже и реже.

Автор: Алена Грошева
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Импрессионизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Константин Алексеевич Коровин. Портрет хористки
  • Константин Алексеевич Коровин. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  • Константин Алексеевич Коровин. Зимой
Константин Коровин
Собирает Kseniia Mikheeva
8 работ • 0 комментариев
  • Франсиско Гойя. Автопортрет
  • Фредерик Базиль. Молодая женщина с опущенными глазами
  • Густав Климт. Женщина в кресле
i love ...
Собирает Mariam
298 работ • 0 комментариев
  • Константин Егорович Маковский. В мастерской художника (Маленький вор)
  • Константин Алексеевич Коровин. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  • Константин Алексеевич Коровин. Розы
Интересное🔮
Собирает Вика Стребиж
12 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Борис Михайлович Кустодиев. Портрет Марфы и Марины Шаляпиных
0
Портрет Марфы и Марины Шаляпиных
Никколо Франджипане. Четыре смеющихся человека с кошкой
0
Четыре смеющихся человека с кошкой
Эван Уолтерс. Портрет смеющегося человека
0
Портрет смеющегося человека
Умберто Боччони. Смех
1
Смех
Умберто Боччони
1911, 110.2×145.4 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP