Регистрация
Сюзанна Валадон
Сюзанна
 Валадон
Франция 1865−1938
Подписаться8                
Подписаться8                
Биография и информация
 

Какая женственная, мягкая, кажется, вся из округлостей и изгибов состоящая красавица танцует у Ренуара танец в Буживале! Позировавшая для него Сюзанна Валадон (фр. Suzanne Valadon, 23 сентября 1865 год — 7 апреля 1938) отличалась совсем иным нравом, чем можно подумать, любуясь ею на полотнах Ренуара. Первая женщина-художница, принятая в Национальное общество изящных искусств. Женщина, которую Эдгар Дега, небезосновательно частенько упрекаемый в женоненавистничестве, признал как равную. Позировавшая Ренуару и Лотреку, Пюи де Шаванну и Дзандоменеги (см. подборку картин с Сюзанной-натурщицей). Женщина, родившая художника Мориса Утрилло — возможно, от любого из вышеназванных живописцев, кстати.

Мари-Клементин Валад — настоящее имя Сюзанны Валадон. Отца своего она не знала. Мать зарабатывала на жизнь уборками квартир, шитьем, стиркой белья. В Париже девочка оказалась в возрасте пяти лет. Она училась в бесплатной религиозной школе, а в одиннадцатилетнем возрасте поступила в швейную мастерскую. Кем ей только не приходилось работать! Нянька, продавщица, официантка и даже циркачка. Последнее уже было занятием по душе, девушка поступила в любительский цирк, стала акробаткой, но через несколько месяцев произошел несчастный случай: Мари-Клементин сорвалась с трапеции. Серьезных повреждений она не получила, но с цирком пришлось распрощаться. К тому времени мать ее открыла собственную прачечную. Разносить выстиранное белье клиентам девушке нравилось куда меньше, чем выступать в цирке. Однако в живопись она вошла практически с корзиной белья наперевес. Пьер Пюи де Шаванн заприметил фактурную девушку, принесшую ему чистое белье. В «Священной роще» мы можем увидеть образ Мари, многократно повторенный в разных позах.

Ее писали именитые художники. С легкой руки Тулуз-Лотрека она сменила имя на Сюзанну. Любимая (во всех смыслах) многими именитыми и не очень художниками, Сюзанна старательно скрывала от них тот факт, что и сама не прочь «побаловаться» холстом и красками. Первым ее тайну узнал Тулуз-Лотрек. Их отношения были достаточно длительными. Он и представил Валадон Эдгару Дега. Тот долго смотрел ее рисунки, перебирал, бросал на стол, молчал. Что в этот момент переживала Сюзанна? Мы можем лишь гадать. В конце концов, откинувшись на спинку кресла, он сказал два слова: «Вы — наша».

Сюзанна Валадон, прямо скажем, не отличалась пуританскими взглядами. Но утверждала, что именно с Дега у нее не было ничего, кроме отношений учитель-ученик. По ее словам, мэтр «слишком боялся женщин», а сама она была бы не против расширить сферу их общения, но… «Никогда и никто не превозносил так мою кожу, волосы и мышцы. Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов. Его восхищение было исключительно духовным. Он расхваливал меня, как если бы речь шла о хорошей лошади или танцовщице». В спальне Дега висела пастель Сюзанны Валадон, купленная им у художницы. Изображал ли он Сюзанну? Да, но опознать ее не так-то просто. Возможно, она здесь? Или здесь?

Излюбленный приём Дега — «подглядывание в замочную скважину» Сюзанна Валадон переняла, рисуя своих обнаженных. «Мои женщины заняты обычным уходом за своим телом. Вот одна из них: она моет ноги. Это как будто подсмотрено в замочную скважину», — объяснял Дега. Героини ее ню тоже часто заняты своим делом, а не позируют.

Кто стал отцом ее ребенка, по всей вероятности, не знала и сама Сюзанна. «Автором» этого произведения мог быть любой из тех, кому мадмуазель Валадон позировала. Один из ее многочисленных друзей-поклонников усыновил мальчика, отсюда и фамилия Утрилло. Морису Утрилло мать не дала ни любви, ни материнской ласки, ни поддержки, ни заботы, но дала кисть и краски. Всю жизнь Утрилло питал болезненную привязанность к матери, страшно ревновал ее к многочисленным ухажерам и безбожно пил. А Сюзанна Валадон держала в мастерской козу, которой скармливала неудачные картины, сама могла украситься пучком морковки и ушла от преуспевающего юриста к товарищу своего сына, Андре Уттеру.

Уттер был младше Мориса на три года. Сюзанна писала с него Адама для картины «Адам и Ева». На роль Евы художница выбрала себя. Ее персональным Адамом Уттер стал почти на 30 лет. На Монмартре их — Сюзанну Валадон, ее сына и ее Андре называли «проклятая троица».

В жизни Сюзанны мужчины стремительно сменяли друг друга. Явно не они были главным ее интересом. А вот к живописи Валадон относилась куда серьезнее. Она могла работать над одной картиной более десяти лет, доводя ее до совершенства. Большим подспорьем стала для Сюзанны Валадон поддержка галеристки Берты Вейль, регулярно проводившей выставки художницы и представлявшей ее работы на всех экспозициях, на каких только было возможно.

Насколько разная Сюзанна смотрит на нас с картин Лотрека и Ренуара! Изображения Ренуара широко известны и любимы (1, 2), а Лотрек, пожалуй, куда более точно уловил суть самой Мари-Клементин Валад, переименованной им в Сюзанну (1, 2).

Она обладала чрезвычайно жестким и целеустремленным нравом, что позволило ей пробиться к признанию в то время, когда вокруг хватало талантливых мужчин, создававших чуть ли каждый месяц новое направление в живописи. Сюзанна шла к своей цели, не останавливаясь ни перед чем. Она четко знала, чего хочет и даже не думала втискиваться в рамки гендерных стереотипов: «Я пишу людей, чтобы узнать их. Не приводите ко мне женщин, которые ждут, что я изображу их обаятельными или приукрашенными, я их немедленно разочарую».

Автор: Алена Эсаулова

Читать дальше
Работы понравились
Марина Мишина
Sergey Belenky
Faina Alexander
+12

Лента
Творчество - вещь индивидуальная, даже интимная. Но история искусства знает немало случаев, когда художники не только работали, но и жили бок о бок. Артхив рассказывает о дюжине европейских арт-колоний, где живописцы и скульпторы наслаждались прекрасными видами, выпивали, спорили, создавая между делом шедевры, стили и художественные течения.

#Арт-новости #Новичкам #Экспертам @Пьер Огюст Ренуар @Анри де Тулуз-Лотрек @Сюзанна Валадон @Пабло Пикассо @Жорж Брак @Эдгар Дега @Поль Сезанн @Морис де Вламинк @Амедео Модильяни @Андре Дерен @Теодор Руссо @Морис Утрилло @Поль Синьяк @Эрнст Людвиг Кирхнер @Эрих Хеккель @Фриц Блейль @Макс Пехштейн @Карл Шмидт-Ротлуф @Педер Северин Крёйер @Анна Анкер @Микаэль Питер Анкер @Фриц Таулов @Кристиан Крог @Вигго Юхансен @Илья Ефимович Репин @Валентин Александрович Серов @Василий Дмитриевич Поленов @Аполлинарий Михайлович Васнецов @Виктор Михайлович Васнецов @Михаил Александрович Врубель @Константин Алексеевич Коровин @Михаил Васильевич Нестеров @Джеймс Эббот Макнейл Уистлер @Джон Сингер Сарджент @Данте Габриэль Россетти @Уильям Холман Хант @Казимир Северинович Малевич @Александра Александровна Экстер @Ольга Владимировна Розанова @Любовь Сергеевна Попова @Иван Васильевич Клюн @Надежда Андреевна Удальцова @Эль Лисицкий @Илья Григорьевич Чашник @Николай Михайлович Суетин @Вера Михайловна Ермолаева @Нина Осиповна Коган @Ефим Моисеевич Рояк @Давид Аронович Якерсон @Лев Александрович Юдин @Дмитрий Николаевич Санников @Иоганн Фридрих Овербек @Франц Пфорр @Марк Захарович Шагал @Хаим Соломонович Сутин @Осип Цадкин @Фернан Леже @Александр Порфирьевич Архипенко @Диего Мария Ривера @Моисей Кислинг @Макс Жакоб @Винсент Ван Гог @Поль Гоген @Жан-Франсуа Милле

Svetlana Klivanskaya
Svetlana Klivanskaya
, 29 августа 12:46 3
Настолько богатая интересными фактами ( и при всем этом ,,,ещё и наполнена иллюстрациями!) публикация,что ,забираю её себе - для повторног наслажденичя ! СПАСИБО !
Евгения Хапалова
, 31 августа 14:02 2
Как я мало знаю. Благодарю за интересную, простую и доступным языком написана, а картины подтверждают и закрепляют прочитанное. Ещё раз спасибо.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Сюзанна Валадон. Адам и Ева
Сюзанна Валадон. Ванна
Вся лента
Работы художника
всего 32 работы
Сюзанна Валадон. Женщина в белых чулках
11
Женщина в белых чулках
1924, 117×89 см
Сюзанна Валадон. Обнаженное будущее или гадалка
2
Обнаженное будущее или гадалка
1912, 130×163 см
Сюзанна Валадон. Пионы и сирень
1
Пионы и сирень
1929, 100.3×81.3 см
Сюзанна Валадон. Ваза с цветами на низкой стене
1
Ваза с цветами на низкой стене
1920, 90×73.7 см
Сюзанна Валадон. Цирк
1
Цирк
1889, 48.8×60 см
Сюзанна Валадон. Портрет женщины
0
Портрет женщины
1917, 54.6×38 см
Сюзанна Валадон. Лежащая обнаженная
1
Лежащая обнаженная
1928, 58.5×78.7 см
Сюзанна Валадон. Адам и Ева
1
Адам и Ева
1909, 162×131 см
Сюзанна Валадон. Обнаженная со спины в зеркале
1
Обнаженная со спины в зеркале
1910, 58.4×48.3 см
Посмотреть все 32 работы художника
HELP