Согласно легенде,
Виллем де Кунинг однажды сказал:
«Этот сукин сын способен продать что угодно. Принеси ему пару пустых пивных банок – он продаст и их». Джаспер Джонс вспоминал, что, когда ему передали эти слова, в его голове мелькнула мысль:
«Какая прекрасная идея для скульптуры!»
«Сукиным сыном» был галерист и арт-дилер Лео Кастелли, который открыл дорогу в «большое искусство» для множества поп-художников. И, конечно же, именно он благополучно продал скульптуру Джонса, увековечившую две банки пива. Эту историю о том, как художник создал арт-объект на основе мусора, в 60-е очень любили пересказывать в газетах и журналах. Скульптуру Джонса многие считали не более чем циничной шуткой, однако все ли так просто?
Некоторые искусствоведы полагают, что с помощью скульптуры
«Раскрашенная бронза» художник провел окончательную границу между собственным творчеством и
абстрактным экспрессионизмом. Мир, к которому принадлежал Виллем де Кунинг, был подчеркнуто маскулинным и мачистским (и, конечно, стопроцентно гетеросексуальным). И в этом мире, кроме прочего, было принято регулярно напиваться до положения риз в излюбленной таверне абстрактных экспрессионистов «Cedar Street Tavern». Джонс же предпочитал мужчин и умеренность в алкоголе. На последнее, по мнению критиков, в частности, указывает тот факт, что одна из банок в его скульптуре остается закрытой.
Стоит обратить внимание еще на два момента. Во-первых, банки эля стоят на постаменте, превращаясь в своего рода памятник обыденному бытовому предмету. И во-вторых, для изготовления своей скульптуры Джонс выбрал бронзу – один из самых традиционных материалов «высокого искусства». Эту работу часто сравнивают с реди-мейдами
Марселя Дюшана, которого Джонс считал своим гуру. Однако это скорее реди-мейд наоборот. Если Дюшан превращал в произведения искусства уже готовые предметы, то Джонс тщательно воспроизводит копии этих предметов из «благородного материала». Он создает произведение искусства, которое притворяется мусором.
Автор: Евгения Сидельникова