войти
опубликовать

Отто Коломан
Вагнер

Австрия • Вена • 1841−1918

Биография и информация

Отто Коломан Вагнер (нем. Otto Koloman Wagner; 13 июля 1841 года, Вена – 11 апреля 1918 года, там же) – австрийский архитектор и педагог, признанный основателем и лидером модерна в европейской архитектуре.

Особенности творчества Отто Вагнера. Он был ведущим членом архитектурного движения Венского сецессиона, основанного в 1897 году, а в более широком смысле – движения в стиле модерн. Практически все строения Отто Вагнера находятся в его родной Вене и отражают быстрое развитие архитектуры в эту эпоху. В ранний период мастер вдохновлялся классической архитектурой, а к середине 1890-х годов спроектировал несколько зданий, которые стали называть стилем Венского сецессиона. С 1898 года, работая над станциями венского метрополитена, Вагнер добавил в свои работы цветочные орнаменты и элементы ар-нуво. Поздние творения архитектора – с 1906-го до его смерти в 1918 году – имеют геометрические формы, чётко определённую функцию и минимум декора. Они считаются предшественниками современной архитектуры.

Известные здания Отто Вагнера. Синагога на улице Румбаха в Будапеште, станции венского метро, Майоликовый домцерковь святого Леопольда, Австрийский почтовый сберегательный банк.

Ранний период

Вагнер родился в 1841 году в Вене в семье Сюзанны (урождённой фон Хельффенсторфер-Хюбер) и Рудольфа Симеона Вагнера, нотариуса Венгерского королевского двора. В 16-летнем возрасте начал изучать архитектуру в Венском политехническом институте. После окончания учёбы в 1860-м отправился в берлинскую Королевскую академию архитектуры, но в следующем году вернулся в родной город и продолжил образование в Академии изобразительных искусств. Его наставниками там были Август Зикард фон Зикардсбург и Эдуард ван дер Нюлль, который спроектировал Венскую государственную оперу в неоклассическом стиле и архитектурные памятники вдоль бульвара Рингштрассе.

В 1862 году 22-летний Отто Вагнер поступил в архитектурную фирму Людвига фон Фёрстера, которая разработала значительную часть зданий вдоль Рингштрассе. Так что начало его карьеры было посвящено превращению этой улицы в витрину неоготики, неоренессанса и неоклассики. Свой стиль в тот период, который продолжался примерно до 1880 года, мастер позже описал как «своего рода свободный ренессанс».

Первым крупным проектом Вагнера, воплощённым в камне, стала ортодоксальная синагога на улице Румбаха в Будапеште. План победил в конкурсе в 1868 году, когда автору было 27 лет. Восьмиугольный зал синагоги скрыт в четырехэтажном сооружении, выходящем на улицу. Интерьер наполняется светом сверху из витражей в октагональном фонаре и из больших круглых окон в каждой из восьми секций. Над первым этажом проходит галерея, предназначенная для женщин. Фасад выполнен из разноцветного кирпича и дополнен башенками в мавританском стиле. Внутри стены украшены ярким мозаичным узором, а арки поддерживаются декорированными колоннами.

Городская инфраструктура

Со временем Отто Вагнер начал формировать собственную философию архитектуры, основанную на том, что во главе угла стоит функциональность зданий. Эту идею он продолжал развивать в течение всей карьеры. В 1896 году архитектор написал: «Прекрасным может быть только то, что практично».

Его доктрину о связи красоты и функциональности иллюстрируют построенные в 1880-х здания, в которых Вагнер выступал одновременно архитектором и инвестором, получая финансовую выгоду. В 1882 году он спроектировал роскошный жилой дом на Штадионгассе в Вене, неподалёку от парламента и мэрии. В фасаде явно видно влияние Ренессанса, но интерьер вышел практичным и изысканным – из материалов самого высокого качества. Доходы от этого здания позволили Вагнеру построить несколько подобных многоквартирных домов.

В 1890-х годах архитектор начал пристальнее интересоваться городским планированием. Вена быстро росла – в 1898 году её население достигло 1 млн 590 тыс. человек. В 1890-м муниципалитет принял решение расширить городскую транспортную систему до новых районов. В апреле 1894 года Вагнер был назначен художественным советником нового штадтбана (сети городских железных дорог) и постепенно стал отвечать за проектирование мостов, виадуков и станций, включая лифты, знаки, освещение и отделку. Он нанял 70 художников и проектировщиков, среди которых были молодые Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман, впоследствии сыгравшие заметную роль в рождении современной архитектуры.

Правительственный комитет, отвечавший за проект, решил, что для единообразия все здания должны быть выстроены в неоренессансном стиле и покрыты белой штукатуркой. Ориентируясь на эти требования, Вагнер разработал станции и другие конструкции, которые сочетают в себе удобство, простоту и элегантность. Самой известной станцией стала Карлсплац с отдельными павильонами для двух направлений (сейчас в них расположены кафе и музей), металлическим каркасом, покрытым мраморными и гипсовыми плитами. Строения украшены узорами в виде подсолнечника, а тщательно продуманная позолоченная отделка подчёркивает удивительное сочетание функциональности и элегантности.

Сецессион и преподавание

В 1894 году Отто Вагнер стал профессором архитектуры в венской Академии изобразительных искусств. Он был нетрадиционным преподавателем, заявлял о необходимости уйти от исторических форм и романтизма и развить архитектурный реализм, где форму определяет функция здания. В 1896 году архитектор опубликовал учебник под названием «Современная архитектура», в котором выразил свои идеи. Его стиль подразумевал использование новых материалов и форм, что отражало факт смены самого общества.

Мастер оказал сильное влияние на своих учеников. «Школа Вагнера» включала в себя Йозефа Хоффмана, Йозефа Марию Ольбриха, Карла Эна, Йоже Плечника и Макса Фабиани. Ещё одним учеником Вагнера был Рудольф Шиндлер, который сказал: «Современная архитектура началась с Макинтоша в Шотландии, Отто Вагнера в Вене и Луи Салливана в Чикаго».

В 1897 году Вагнер присоединился к Венскому сецессиону. Это движение основали 50 художников, среди которых были Густав Климт, его первый президент, Йозеф Мария Ольбрих, Йозеф Хоффман и Коломан Мозер. Сецессион объявил войну историзму и реализму, принятым в академиях искусств, и призвал к стиранию границ между изобразительным и декоративно-прикладным искусством, а также искусством и архитектурой. Цель объединения сформулировал Ольбрих, ученик Вагнера: «Каждой эпохе – своё искусство, каждому искусству – своя свобода».

В последующие годы Отто Вагнер постоянно экспериментировал. Он испробовал новые материалы, такие как алюминий, который применил при оформлении входа в диспетчерское отделение газеты Die Zeit. А наиболее амбициозным экспериментом стал Австрийский почтовый сберегательный банк (1903 – 1912), который часто называют самым известным и самым влиятельным творением мастера. Это здание – воплощение философии Вагнера о том, что форма следует за функцией. Он писал: «Всё современное творчество должно соответствовать новым материалам и новым требованиям нашего времени, если стремится гармонизировать современного человека».

Последние годы

В 1905 году Вагнер, Климт, Мозер и Хоффман вышли из Сецессиона. К тому времени Вагнер приобрёл международное признание и в том же году предложил монументальный план Дворца мира, который филантроп Эндрю Карнеги хотел возвести в Гааге (проект, однако, так и не был реализован). Архитектор выпускал новые издания своей книги «Современная архитектура» и опубликовал трёхтомник под названием «Наброски, проекты, конструкции». Его перу принадлежит серия руководств по театральной и гостиничной архитектуре, а особо перспективным трудом стал «Великий город», опубликованный в 1911 году. Он посвящён городскому планированию и объясняет, как следует управлять расширением крупных городов.

В 1906 году Отто Вагнер принял участие в Международном конгрессе архитектуры в Лондоне, а в 1910-м – в Международном конгрессе городского искусства в Нью-Йорке. В том же году он стал проректором Академии изобразительных искусств в Вене, а два года спустя назначен вице-президентом постоянной комиссии Конгресса изящных искусств в Париже. Тогда же 71-летний мастер предложил план очень современного муниципального музея в Вене, посвященного императору Францу-Иосифу, но проиграл конкурс своему бывшему ученику Йозефу Хоффману. Впрочем, проект был заморожен с началом Первой мировой войны в 1914-м. В 1913 году Вагнер стал почётным профессором Академии и вышел на пенсию, но продолжал обучать студентов, поступивших в заведение до его ухода на покой.

Последним масштабным проектом Отто Вагнера стало строительство 30-квартирного дома на углу улиц Нойштифтгассе и Дёблергассе в Вене. Здание получило очень современный фасад со сдержанным геометрическим декором из голубой керамики (со стороны Дёблергассе) и кусочков чёрного стекла (со стороны Нойштифтгассе). Сам архитектор поселился в этом доме на втором этаже. Он спроектировал всю мебель, ковры и украшения в своей квартире, включая сантехнику и полотенца. На первом этаже здания с 1912-го по 1932 год находились офисы архитектурного движения Wiener Werkstätte.

Отто Вагнер скончался 11 апреля 1918 года, незадолго до окончания Первой мировой войны, в своей квартире на Дёблергассе в Вене.

Автор: Влад Маслов