Регистрация

Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани

Предложить название
1480-е , 54.8×40.3 см • Масло, Темпера, Дерево
Аннотация
Некоторые (небезосновательно?) считают, что именно эта картина - лучшая из всего созданного Леонардо да Винчи. Просто ей не посчастливилось стать такой знаменитой, как "Джоконда": она обитает не в Лувре, ее не воровали, о ее пропаже не писали несколько месяцев на первых полосах всех газет. 

Любопытно, что приписываемое Леонардо да Винчи авторство «Дамы с горностаем» долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки. Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор, когда технические средства цифровой эпохи позволяют исследовать картину под новым углом.

Пока же стоит остановиться на том, что на портрете изображена Чечилия (Цецилия) Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца, мать его сына Чезаре. Художник позаботился о том, чтобы как можно меньше деталей отвлекало зрителя от юной и свежей красоты модели. Да Винчи изобразил ее в простом платье, а из украшений оставил на девушке лишь нитку черного жемчуга. Даже гладко зачесанные волосы Чечилии, кажется, служат именно этой цели (такая прическа – с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос – была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone). Изображение модели вполоборота было инновацией Леонардо, до этого портреты представляли собой по большей части чеканные профили. И даже этой необычной позой художник сумел подчеркнуть живость характера юной модели, которая будто бы прислушивается к невидимому собеседнику.

На руках Галлерани держит белого зверька, которого принято считать горностаем. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное. Традиционно «зимний» белый горностай считался символом чистоты и непорочности, бытовало даже поверье, что он скорее погибнет, чем позволит себе запятнать белоснежный мех. Согласно еще одной версии, зверек служит своеобразным намеком на связь девушки с Лодовико Сфорца, который в 1488 году был принят в Орден горностая и включил животное в свой герб. Кроме того, существует мнение, что, будучи большим любителем загадок и кодов, да Винчи с помощью горностая зашифровал на полотне фамилию Галлерани (на древнегреческом все семейство куньих именовалось «gale»).

Миланская муза


Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью. У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи. Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани. Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет.

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет. По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте, и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка. Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой. Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Автора, автора!


Картина «Дама с горностаем» прошла два детальнейших лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо да Винчи. Результаты первого, проведенного варшавскими учеными, были опубликованы в 1955 году. Второе исследование вместе с реставрацией было проведено в 1992 году в лабораториях Национальной галереи искусства Вашингтона под предводительством специалиста по сохранению предметов искусства Дэвида Булла. Ученый был ошеломлен мастерством Леонардо, позже он говорил, что при внимательном изучении картины создается впечатление, что художник начал писать свою модель со скелета, добавив плоть и одежду лишь после того, как понял механику ее тела.

О том, что автором картины «Дама с горностаем» является именно да Винчи, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, имеются документальные свидетельства того, что художник был знаком с Чечилией Галлерани (более того, их связывала нежная дружба) и писал ее портрет. Во-вторых, в пользу авторства Леонардо говорит цветовая гамма картины, игра света и тени, а также поворот головы модели в три четверти. В-третьих, на полотне были обнаружены следы пальцев, характерные для других работ художника. И, наконец, по мнению ученых, на тот момент только да Винчи мог изобразить человека со столь потрясающей анатомической точностью и детализацией. Достаточно присмотреться к руке Галлерани и увидеть, насколько тщательно прописан каждый ноготь и каждая морщинка на костяшках ее пальцев.

Оба исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной. Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), поскольку за годы своего существования она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами. Безусловно прекрасный портрет стал немного похож на плоский плакат, в отличие от других работ Леонардо, знаменитых, кроме прочего, потрясающей детализацией ландшафтов на заднем плане.

На деревянной основе обнаружились следы использования так называемого «картона» - рисунка, с которого изображение переносилось на дерево с помощью крошечных отверстий и угольной пыли. Дерево было покрыто тонким слоем грунта (gesso), подмалевок был выполнен коричневой краской. Кроме того, ученые определили, что после окончания работы над картиной дерево не обрезалось, об этом свидетельствуют узкие неокрашенные полосы со всех четырех сторон.

А был ли горностай?


Многочисленные исследования картины "Дама с горностаем" показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды. В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета. И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех). В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом.

И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос. Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, - на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами. Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства.

Тайная жизнь Чечилии


Несколько веков существования «Дамы с горностаем» покрыты завесой тайны. Приблизительно в 1491 году картина покинула студию да Винчи и несколько лет хранилась у Галлерани. Весной 1498 года Изабелла д’Эсте просит Чечилию прислать ей работу да Винчи: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным». Галлерани, хоть и призналась в ответном письме, что очень изменилась с тех пор, все же не смогла отказать высокопоставленной просительнице. Можно представить себе, каким губительным оказалось это путешествие для картины, ведь о его сохранности вряд ли кто-то позаботился. По мнению исследователей из Вашингтона, путешествие приблизительно в 150 километров шедевр да Винчи, по всей вероятности, совершил будучи завернутым в ткань и кожу и притороченным к седлу посыльного. Предположительно, спустя месяц картина вернулась к владелице, но на этом его след обрывается на три столетия.

Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и «исправлений» он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину в очередной раз отреставрировали. Тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI» (Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера», хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли). В течение XIX века «Дама с горностаем» несколько раз перемещалась по Европе: княгиня Чарторыйская успела спасти картину до вторжения российской армии в 1830 году, затем она была отправлена в Дрезден, а после – в Париж, в знаменитый особняк «Отель Ламбер», где жили Чарторыйские.

В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин. Год спустя владельцем «Дамы с горностаем» стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу. Сейчас картина «Дама с горностаем» находится в Кракове в Музее Чарторыйских.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Портрет

Эта работа в подборках пользователей

  • Густав Климт. Юдифь и Олоферн
  • Рафаэль Санти. Три грации
  • Василий Васильевич Верещагин. Апофеоз войны
Famous pictures
Собирает Nadejda Ex
28 работ • 0 комментариев
  • Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
  • Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
  • Василий Григорьевич Перов. Снятие с креста
Классика
10 работ • 0 комментариев
  • Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель
  • Хоакин Соролья (Соройя). Рыбаки из Валенсии
  • Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?
Все по одной картине
42 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?
9
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?
Поль Гоген
1898, 139.1×374.6 см
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель
3
Святой Иоанн Креститель
Томас Гейнсборо. Тристрам и Фокс
6
Тристрам и Фокс
Томас Гейнсборо
1780-е , 61×50.8 см
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
7
Мона Лиза (Джоконда)
Леонардо да Винчи
1500-е , 77×53 см
Комментарии
HELP