Геррит Доу (Gerrit Dou, также известен как Герард Доу – Gerard Douw или Dow; 7 апреля 1613, Лейден – 9 февраля 1675, Лейден) – живописец голландского Золотого века, первый ученик
Рембрандта. Основатель лейденской школы
fijnschilders («изысканных художников») и Гильдии святого Луки.
Особенности творчества Геррита Доу. Прочная слава Доу заключена в притягательности маленьких, но чрезвычайно кропотливо и мастерски исполненных работ: жанровых сцен, натюрмортов, портретов и – что необычно для голландских художников XVII века – ню. Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей школы
fijnschilders. Время, которое художник тратил на тщательное изображение деталей, иллюстрирует такая легенда: когда его похвалили за терпение, с которым написана крошечная метла размером с ноготь, мастер ответил, что тут ещё на три дня работы. Его заказчица рассказала, что он потратил пять дней только на одну её руку. Поскольку Доу брал шесть гульденов в час как портретист, неудивительно, что портреты не составляют значительную часть его творчества.
Чаще всего на картинах Доу изображены одна – две фигуры, которые занимаются повседневными делами либо в интерьере, либо видны через окно. Именно этот художник популяризировал композиционное решение «рама внутри рамы», за что его картины получили название «нишевые». Многие работы полны символов и многочисленных – подчас двусмысленных – визуальных ссылок на расхожие пословицы или девизы.
На сравнительно раннем этапе своей карьеры Доу разработал собственную характерную манеру, отличную от Рембрандта, отточив детальный и тонкий стиль. Потратив пять дней на написание одной руки на портрете, он нашёл работу настолько восхитительной, что начал производить собственные кисти. Герриту Доу приписывается более 200 картин, и образцы его творчества можно найти в большинстве крупных публичных коллекций Европы. Наиболее известные его ученик –
Франц ван Мирис Старший. Ещё одним считается
Габриэль Метсю, но документы этого не подтверждают.
Известные картины Геррита Доу: «Молодая мать»,
«Девушка, режущая лук»,
«Лекарь-шарлатан»,
«Женщина за клавикордом»,
«Мужчина с трубкой и книгой (Автопортрет)».
Рембрандт и 100 гульденов
Геррит Доу родился в Лейдене в семье Марити Янсдоттер ван Розенбург и стеклодела и гравёра Доу Янса. Первые уроки в искусстве гравировки на стекле он получил от своего отца. В возрасте девяти лет мальчик поступил в ученики к гравёру по меди Бартоломеусу Долендо, с которым оставался в течение полутора лет. Затем два года обучался у художника по стеклу Питера Коувенхорна, а с 1625 по 1627 годы был членом гильдии стекольщиков. Тут возникает соблазн установить связь между ранними годами карьеры Доу и сияющими, словно отполированными поверхностями его более поздних панелей.
14 февраля 1628 года Геррит Доу, которому ещё не исполнилось и 15-ти лет, поступил в мастерскую к Рембрандту ван Рейну. На тот момент последний сам едва вышел из подросткового возраста. Считается, что Доу был первым учеником 21-летнего Рембрандта. Впоследствии у того было около полусотни стажёров. При этом, кажется, Рембрандт никогда не брал новичков.
Родители ученика должны были платить Рембрандту за обучение 100 гульденов ежегодно. Это было значительной по тем временам суммой, особенно если учесть, что учитель, вопреки обыкновению, не обеспечивал молодых людей довольствием. Студенты, как было принято в XVII веке, обучались, копируя работы мастера, а позже более-менее свободно рисовали и писали свои вариации на основе его произведений. Биографы Рембрандта рассказывают, что ученики работали на чердаке в отдельных клетушках, разделённых парусиной или бумагой.
У Доу нет картин, датированных периодом ученичества у Рембрандта. Но некоторые его произведения настолько близки по стилю к учительскому, что наверняка были написаны в то время. Ранние работы Доу временами даже приписывались самому Рембрандту – эта путаница частично связана с тем, что в те годы у них были общие темы и модели.
Чтобы проиллюстрировать влияние Рембрандта на Доу, искусствоведы чаще всего сравнивают две картины с одинаковым названием, «Художник в мастерской», одна из которых
принадлежит учителю, а вторая –
ученику.
«Великий исход», пыль и fijnschilders
1631 год стал поворотным для развития живописи в Лейдене. Внезапный отъезд нескольких мастеров нанёс серьёзный урон художественной жизни в городе. Сначала в Амстердам переехал Рембрандт, который согласился открыть там мастерскую под патронатом известного торговца произведениями искусства Хендрика ван Эйленбурга. Вскоре после этого его друг
Ян Ливенс отправился в Лондон в надежде получить место придворного художника. В том же году город потерял успешного ландшафтного живописца
Яна ван Гойена, который предпочёл осесть в Гааге, и мастера натюрмортов
Яна Давидса де Хема. Последний хоть и не родился в Лейдене, но довольно долго работал там, прежде чем отправился на поиски счастья в Антверпен.
Этот «великий исход» не объясняется ухудшением условий жизни в Лейдене. Напротив, годом ранее городская текстильная промышленность – основа местной экономики – вышла на пик развития. Таким образом, причины отъезда были бы личные, обусловленные верой в более значительный успех в других местах.
Потеря талантов – в первую очередь Рембрандта и Ливенса – привела Лейден к художественному застою, который продолжался почти десятилетие. Тем не менее, именно их отъезд освободил путь к успеху для Геррита Доу, чья звезда взошла к концу 1630-х и ярко засияла не только в родном городе, но и за пределами страны.
Первым изысканный стиль 28-летнего Доу похвалил бургомистр Ян Орлерс. В своём «Описании города Лейден» от 1641 года он отмечает молодого человека как
«превосходного мастера, особенно в маленьких, тонких и замысловатых вещах». Спустя год художник и критик Филипс Ангел публикует «Похвалу живописцам», где также отводит Доу ведущую роль. В отрывке, касающемся идеальной манеры письма, автор призывает своих собратьев следовать примеру коллеги.
Впрочем, к тому времени Доу был образцом для подражания и без поддержки Ангела. Цена на его картины доходила до тысячи гульденов, а высокие личные стандарты в работе можно было описать как «бескомпромиссный перфекционизм». Только плохая погода могла помешать художнику появиться в мастерской. Более того, он лично выполнял то, что его коллеги оставляли ученикам – например, растирал пигменты. Доу сам делал кисти и настолько боялся пыли, что после сеанса прятал палитру, инструменты и краски в пыленепроницаемый шкаф. На следующий день, прежде чем достать инвентарь и приступить к работе, он долго ждал, пока пыль осядет (кто знает, было ли это обусловлено желанием сохранить яркость цветов и гладкость поверхности на картине – или же мастер страдал аматофобией). На одном из автопортретов
видно, как живописец предохранял доски от неё, установив зонтик над мольбертом.
Удивительно, как при таком отношении к работе Геррит Доу заводил учеников. Тем не менее, достоверно известно, что в их число в разное время входили
Годфрид Схалкен, Франс ван Мирис, а также
Абрахам де Пап,
Карел де Моор, племянник художника Доменик ван Тол (который, как считают некоторые искусствоведы, попал в мастерскую как родственник, а не за талант) и другие. Вместе с многочисленными последователями, которые работали «в технике Доу», они образовали в Лейдене школу, получившую название
fijnschilders – «изысканные художники». Этот термин был известен вплоть до конца XVIII столетия и относился к особой манере живописи – чрезвычайно точному и тщательному изображению деталей в маленьком формате.
Впрочем, никто из этих художников, за исключением разве что Метсю и ван Мириса, не достиг успеха Геррита Доу.
Дельцы, принцы, короли и другие коллекционеры
В трактате Филипса Ангела упоминалось, что Геррит Доу предоставил почётному гражданину Питеру Спирингсу «право первого отказа», за что ежегодно получал 500 гульденов. И хотя «герр Спирингс» – промышленник, дипломат и коллекционер – не был покровителем художника в полном смысле слова, его стипендия давала Доу гарантированный доход в конце 1630-х. Тогда квалифицированные мастера зарабатывали один гульден в день, так что коллеги могли только позавидовать молодому художнику.
Питер Спрингс, который был агентом шведской королевы Кристины, по-видимому, убедил свою покровительницу удвоить годовую выплату за право первого отказа от картин художника. Цены на работы Геррита Доу превзошли стоимость произведений его учителя, Рембрандта. Непомерные гонорары подтверждаются документальными источниками. Например, есть свидетельство, что Генеральные штаты Нидерландов выплатили живописцу огромную сумму в 4000 гульденов за «Молодую мать» (1658). Эта картина стала одним из подарков Карлу II Английскому по случаю его восстановления на престоле. Восхитившись тонкостью исполнения, монарх пригласил её автора занять пост живописца при королевском дворе. Доу, который не нуждался в работе, это приглашение отклонил.
Панели Геррита Доу покупали, среди прочих, флорентийский герцог Козимо III Медичи и эрцгерцог Леопольд Вильгельм Австрийский. Заслуги мастера оценили и земляки: в Лейдене его именовали не иначе, как «monsieur» – это слово обычно предназначалось для людей благородного происхождения.
Доу vs импрессионизм
Геррит Доу никогда не был женат и не покидал Лейден. Он скончался 9 февраля 1675 и похоронен в родном городе в церкви Святого Петра. Вместе с
Яном Стеном мастер был основателем Гильдии святого Луки, но в отличие от коллеги, пользовался уважением на протяжении всей жизни. Его картины ценились вплоть до XIX века, пока с приходом импрессионизма тщательное исполнение не было признано бездушным, а стилистические и тематические нововведения не вышли из моды. В начале XX века организаторы выставок голландского искусства чаще всего отвергали его работы. Однако в наши дни искусствоведы полностью переосмыслили художественные достижения Доу и вернули мастеру почётное место в плеяде художников Золотого века голландской живописи.
Автор: Влад Маслов