Ян ван Гойен родился в семье сапожника. Первые уроки живописи получил в 10 лет. В течение двух лет он поменял четырех учителей живописи. Гойен продолжил образование в Хоорне у мастера пейзажа Виллема Герритса. После поездки во Францию Гойен в течение года обучался у Эсайаса ван де Вельде. В 1618 г. Гойен женился в Лейдене на Аннетье ван Раельст и открыл собственную мастерскую. Помимо живописи и продажи собственных работ Гойен занимался оценкой произведений искусства и торговал ими, а также недвижимостью, земельными участками и участвовал в ажиотажной торговле тюльпанами, однако выдающихся материальных успехов не достиг. В 1632 г. Гойен вместе с семьёй переехал в Гаагу, где прожил до конца жизни, продолжая свои безуспешные попытки преуспеть на ниве предпринимательства. К 1656 г. его долги достигли 18 тысяч гульденов. Как известно, экономические неудачи и долги не влияли на творческий настрой художника.
Голландский художник. Он учился у Конрада Адрианса Шилперорта, Изака ван Сваненбурга и Яна Арентса ле Мана. Затем он два гола работал в мастерской некоего Виллема Герритса в Хорне. Ван Сваненбург был мастером исторических картин, которые не имеют ничего общего с произведениями его ученика, другие художники прослыли мастерами пейзажа, но поскольку их произведения не сохранились, невозможно узнать, в какой степени традиции лейденской школы оказала влияние на искусство ван Гойена. В то же время, известно, что он провел год во Франции (1615). По возвращении в Лейден, он год работал в мастерской Э. ван де Велде в Харлеме, что сыграло огромную роль в его творчестве и проявилось уже в ранних работах. С 1620 и до самой смерти ван Гойен датировал все свои произведения, благодаря чему мы легко можем проследить эволюцию его стиля. Ван Гойен является одним из создателей "реалистического" голландского пейзажа. Его пейзажи 1620-1626 составлены из архитектурных сооружений и разбросанных по картинной плоскости групп персонажей и написаны в ярких тонах с коричневыми контурами ("Деревенский пейзажи, 1623, Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха). В эти годы художник создает множество небольших тондо на тему "Лета", "Зимы", "Времен года", следуя в этом нидерландской традиции второй половины XVI в. Здесь можно, в частности, говорить о влиянии Яна Брейгеля, чьи пейзажи начала XVII в. выполнены в технике, близкой ван Гойену, и включают в себя жанровые фигуры. Около 1625-1630 манера художника сильно изменяется, подобно стилю Питера Молейна и Эсайаса ван де Велде, мастеров взаимовлиявших друг на друга. Колористическое разнообразие превращается в монохромную палитру (зеленый, желтый, коричневый цвета и оттенки придают самому пейзажу необходимое единство с фигурами и постройками), композиция упрощается, в ней выделяется лишь группа построек, деревьев или дюна, расположенные с краю картины, фигуры и здания, сгруппированные по диагонали, приобретают, тем самым, вторичное значение. Живость и разнообразие картины зависит уже не столько от нагромождения живописных деталей, сколько от чередования светлых и темных зон, которые придают пейзажу динамический, волнообразный характер ("Дюны и ферма", 1632, Ганновер, музей). С 1630 важную роль в пейзажах ван Гойена начинает играть вода. В те же годы Саломон ван Рёйсдал использует подобную технику при изображении голландских озер и рек; и оба художника, несомненно, были тесно связаны друг с другом. Ван Гойен постепенно приобретает и собственную виртуозность письма - детализация и маньеристический динамизм, характерных для его работ 1620-1626, к 1630 уступает место экономной и ясной структуре картин. Нижняя часть его полотен, которая занимает едва ли не четверть всей композиции, как бы разделена на зоны воды и земли, ритм которых задан несколькими легкими акцентами (корабли, стада животных, группы зданий), исполненными с мастерством и изяществом. Его мазки всегда видимы (как у Франса Халса), что оживляет живопись. Вереница облаков - характерный элемент голландского пейзажа - скользит по небу, которое часто занимает, по крайней мере, три четверти всего полотна, усиливая этим величественный эффект картины. В поздних работах ван Гойена композиции еще более упрощаются; художник пишет огромное количество работ ("Два дуба", 1641, Амстердам, Гос. музей; "Рейнский вид", 1646, Утрехт, музей). Ван Гойен исполнил множество этюдов с натуры; до 1625 работал пером, затем - преимущественно, карандашом. Известны сотни его отдельных рисунков и несколько альбомов эскизов. Многие листы датированы, а благодаря постройкам, которые легко можно идентифицировать, во многих случаях известно то место, где эти рисунки создавались. На основе натурных этюдов, художник, уже в своей мастерской. писал сами картины, которые хотя и кажутся "реалистичными", являются, на самом деле, сочиненными (так, городские виды, например, Лейдена, не совпадают с реальной топографикой местности). Реализм ван Гойена заключается, скорее, в его способности передать голландскую атмосферу, с ее водами и серым небом. После пребывания в Лейдене, ван Гойен, в 1631, окончательно поселился в Гааге, где прожил до самой смерти (исключая краткую поездку в Харлем). В 1651 для муниципалитета Гааги он исполнил огромную картину "Вид Гааги". Он продает свои работы, что следует из документов, в которых его имя упоминается в связи с коммерческой деятельностью. Известно также, что художник тратил значительные суммы на покупку картин, домов и тюльпанов, которые считались в ту пору большом ценностью. Правда, в делах торговых он не всегда был удачлив, и время от времени его финансовая ситуация оказывалась на грани краха. Слава пришла к ван Гоиену еще при жизни: об этом свидетельствуют многочисленные подражатели, а также заказы от Вильгельма II и муниципалитета Гааги. Однако в XVIII - первой половине XIX в. художник был практически забыт, его упрекали в монотонном колорите и в отсутствии утонченности. Лишь в эпоху импрессионизма он, как и Франс Хале, был заново открыт и назван одним из крупнейших голландских художников XVII, а творческое наследие ван Гойена очень богато, его картины представлены во всех голландских музеях и в большинстве крупных собраний в Европе и США. Его рисунки хранятся, в частности, в Гос. музее в Амстердаме, в музее Гамбурга, в Кор. музее изящных искусств в Брюсселе и в Кабинете Эстампов в Дрездене.