Регистрация
Мауриц Корнелис Эшер
Мауриц Корнелис
 Эшер
Нидерланды 1898−1972
Подписаться147             
Подписаться147             
Биография и информация
 
Мауриц Корнелис Эшер (нидерл. Maurits Cornelis Escher, 17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды — 27 марта 1972, Ларен, Нидерланды) — нидерландский художник, прославившийся благодаря своим орнаментальным гравюрам и работам с «невозможной архитектурой». Эшер мечтал о карьере архитектора, но вынужден был отказаться от нее из-за слабого здоровья. Позже он увлекся гравюрами, и первыми его популярными работами стали пейзажи, которые он запечатлевал в многочисленных путешествиях. Мировую известность Эшер получил в середине 50-х годов ХХ века, хотя за всю жизнь не написал ни одного живописного полотна.

Особенности творчества художника Маурица Эшера: особенной популярностью пользуются «мозаичные» работы художника, на которых складываются в симметричный узор разные животные. Эшер использовал в работе приемы, основанные на математических принципах. Ученые-кристаллографы используют его гравюры для иллюстраций своих статей.

Известные произведения Маурица Эшера: «Метаморфозы», «Бельведер», «Вавилонская башня», «Балкон», «Рука с отражающей сферой», «Восхождение и нисхождение».

Несмотря на то, что имя Маурица Эшера известно любому человеку, мало-мальски разбирающемуся в искусстве, этот художник всегда стоял особняком среди коллег. Да что там говорить, некоторые искусствоведы даже сомневаются, стоит ли относить его работы к современной живописи. И с ними сложно поспорить, ведь за всю свою карьеру Эшер не написал ни одного живописного полотна. Его волновали исключительно гравюры, орнаменты и узоры. Он мало интересовался коллегами-художниками и не общался ни с кем из них (по крайней мере, не сохранилось никаких тому свидетельств), что лишь усиливало его позицию аутсайдера среди живописцев. Но, несмотря ни на что, Эшеру с его мозаичными узорами, невозможной архитектурой и тиражируемыми, бесконечно воспроизводимыми рисунками удалось достичь того, о чем многие художники того времени могли только мечтать. Эшер прославился при жизни и умер в преклонном возрасте практически признанным гением.

Человек-невидимка


Художник родился 17 июня 1898 года в небольшом голландском городе Леуварден. Пятый сын Джорджа Арнольда Эшера и его второй супруги Сары Адрианы был очень болезненным ребенком (который, в конце концов, вырастет в не менее болезненного взрослого). Слабое здоровье сначала лишило мальчика полноценного общения с другими детьми, а позже вынудило отказаться от мечты пойти по стопам отца и стать архитектором. В возрасте семи лет, в то самое время, когда большинство его сверстников гоняли мяч и обзаводились первыми друзьями «на всю жизнь», Маурицу пришлось провести целый год вдали от дома и семьи. Родители отправили мальчика на лечение в маленький приморский городок Зандворт, который еще недавно был всего лишь рыбацкой деревушкой.

С детства Эшер обладал одной удивительной особенностью — он умел становиться невидимым. За эту способность при необходимости «сливаться с местностью» (и, к примеру, не попадаться на глаза учителю) Маурица недолюбливали и одноклассники, и преподаватели. Обучение в школе давалось ему с большим трудом, да он никогда особенно и не стремился учиться хорошо. Мальчик получал плохие оценки даже по рисованию, которое очень любил и достигал в нем внушительных успехов. За годы учебы Эшер завалил столько экзаменов, что даже не смог получить аттестата зрелости. Но школьное образование при этом каким-то чудом завершил. По всей видимости, учителям просто хотелось поскорее избавиться от странного мальчика, способного быть совершенно незаметным и при этом демонстративно плевавшего на все их нравоучения. Мауриц был этому только рад. Вообще, складывается такое впечатление, что всю жизнь он хотел только одного — чтобы все оставили его в покое и не мешали заниматься тем, чем ему хотелось.

По следам отцов


Настоящие друзья появились к Маурица только в юности. Вместе с ними он начал делать первые шаги в искусстве, поначалу — в литературе. Вместе с ними он в возрасте 24-х лет отправится в Италию, где потом проживет больше десяти лет. Но сначала Эшеру предстояло поставить крест на мечте.

Свой первый рисунок Мауриц продемонстрировал родным еще в детстве. Биографы художника утверждают, что это был квадратный круг. Джордж Эшер посмотрел на листок и, вероятнее всего, удовлетворенно подумал, что растит себе достойную смену. Мауриц, по-видимому, был очень привязан к родителю и пытался впечатлить его любым способом. Даже одной из первых гравюр Эшера стал портрет его отца. Мальчик мечтал о карьере архитектора и стал брать уроки по этой специальности в Техническом училище Делфта. Пресловутое слабое здоровье и здесь стало для него непреодолимым препятствием. Эшер проучился лишь год, после чего был отчислен. Было очевидно, что архитектором ему не стать, но Мауриц все же решил не сдаваться и поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме. Здесь он добился большего успеха, однако к моменту окончания учебы его мыслями, сердцем и воображением окончательно и бесповоротно завладела гравюра. Так Маурицу и Джорджу Эшерам пришлось распрощаться с одной на двоих мечтой.

Еще одним человеком, к которому Эшер испытывал сильную привязанность, был его наставник Самуэль де Мескита, обучавший художника литографии в Харлеме. После переезда в Италию Эшер переписывался с учителем до самой его смерти. В 1944 году вся семья Мескиты, еврея по происхождению, была арестована нацистами, и вскоре после этого он погиб в газовой камере Освенцима. Эшеру удалось сохранить множество работ наставника, которые он позже отправил в амстердамский музей. У себя он оставил лишь один эскиз Мескиты с впечатанной в него жуткой «гравюрой» — следом сапога немецкого солдата. Позже он создаст собственную гравюру со следами сапог в грязи и небом, отраженным в луже.

Покорение мира


Эшера часто намеренно выносят за пределы круга представителей современной живописи, его принято изображать эдаким сухарем со складом ума скорее математическим, нежели творческим. Даже удивительно, как человек, настолько погруженный в любимое дело, умудрился обзавестись семьей. С Джеттой Уимикер 25-летний Мауриц познакомился во время путешествия по Италии. Он долго не решался признаться девушке в своих чувствах, и сделал это буквально в последний момент. В 1924 году они поженились и поселились неподалеку от Рима. Эшер и Джетта прожили вместе более 40 лет и обзавелись тремя сыновьями. Лишь в 1968 году супруга оставит художника и уедет в родную Швейцарию.

В 20-х годах гравюры Эшера были еще очень далеки от тех, которые принесли ему мировую известность и рыцарский титул. В то время большая часть его работ была посвящена нежно любимой Италии. Поля и холмы, крепости, соборы и узкие улочки… Казалось, он может рисовать итальянские пейзажи бесконечно. Но уже в них просматривается безошибочно узнаваемый стиль, в котором будут выполнены поздние работы Эшера (1, 2, 3, 4, 5).

В Италии художник с семьей прожил до 1935 года, и вынужден был уехать из-за накалившейся политической обстановки (несмотря на то, что сам Муссолини присутствовал на крестинах его первенца).

Всю жизнь Эшер много переезжал и путешествовал. И прославился он в первую очередь благодаря своим пейзажам. Первая персональная выставка художника состоялась в 1923 году. Большинство его современников в 25 лет могли об этом только мечтать. И, несмотря на то, что иногда он испытывал материальные трудности, популярность его с каждым годом только росла. Но по-настоящему триумфальное шествие работ Эшера по миру началось в середине 50-х годов после его первой выставки в США. Сложно представить, сколько еще художник мог бы сделать, если бы не слабое здоровье, которое с возрастом причиняло ему все больше неудобств. За свою жизнь Эшер перенес несколько операций, последние два года провел в доме для престарелых и скончался от рака в возрасте 73 лет.

Путеводитель


Рыбы, птицы и ящерицы. Большинство «мозаичных» работ Эшера, в том числе и знаменитые «Метаморфозы» были написаны им благодаря нескольким путешествиям в Испанию, в частности, в Альгамбру. Мавританский стиль и строгие узоры мусульманских мастеров произвели на него неизгладимое впечатление. Но Эшер быстро отходит от простых геометрических фигур и начинает «одушевлять» их — на смену квадратам и шестиугольникам приходят птицы и рептилии — а потом и вовсе «оживляет», заставляя нарисованных ящериц выходить за пределы рисунка.

Научный подход. В своих работах Эшер использовал разные приемы, основанные на математических принципах, и превращал сложные геометрические фигуры в произведения искусства («Гравитация», 1952). Но наибольшую популярность художник приобрел среди кристаллографов (в основе этой науки лежит принцип симметрии). В 1960 году Эшер прочитал в Кембридже лекцию о симметрии на международной кристаллографической конференции. Некоторые ученые до сих пор используют его работы (такие, например, как «День и ночь», 1938) в качестве иллюстраций для своих статей.

Невозможная архитектура. Гравюры, которые прославили Эшера во всем мире, где пространство вывернуто наизнанку, где люди поднимаются по лестницам, ведущим вниз, а вода, стекающая с мельничного колеса, течет вверх, объединяют в себе оптические иллюзии, неевклидову геометрию и приемы имп-арта. Серьезное влияние на художника оказали невозможные геометрические фигуры, созданные ученым Роджером Пенроузом. Играя с воображением зрителя, Эшер в каждой гравюре создает собственный мир невозможного, в котором возможно всё.

Автор: Евгения Сидельникова
Читать дальше
Работы понравились
+43

Лента
Давно не секрет, что объекты, обладающие признаками фракталов, воспринимаются человеческим глазом как высшее проявление гармонии и красоты. Кроны деревьев и горные хребты, уникальные узоры снежинок и «золотые» спирали морских раковин и волн, кристаллы и кораллы – мы готовы бесконечно созерцать их и в живой природе, и на полотнах художников. Как выяснилось, это занятие еще и целительно: согласно…


Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Мауриц Корнелис Эшер. Белый кот
Белый кот
Мауриц Корнелис Эшер
1919,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 355 работ
Мауриц Корнелис Эшер. Бельведер
6
Бельведер
1958, 29.5×46.2 см
Мауриц Корнелис Эшер. Метаморфозы III
2
Метаморфозы III
1968, 19.2×680 см
Мауриц Корнелис Эшер. Вавилонская башня
4
Вавилонская башня
1928, 38.6×62.1 см
Мауриц Корнелис Эшер. Трава
0
Трава
Мауриц Корнелис Эшер. Балкон
3
Балкон
Мауриц Корнелис Эшер. Симметричный рисунок
0
Симметричный рисунок
Мауриц Корнелис Эшер. Рука с отражающей сферой
9
Рука с отражающей сферой
Мауриц Корнелис Эшер. Фигура
0
Фигура
Мауриц Корнелис Эшер. Рука с еловой шишкой
0
Рука с еловой шишкой
Посмотреть все 355 работ художника
HELP