Описание работы «Водопад»
Мауриц Эшер, подаривший миру удивительные картины «невозможной реальности», был одним из известнейших художников направления имп-арт. Его работы далеко не всегда были понятны публике, за что неоднократно подвергались критике. Однако творения гениального графика, без сомнения, относятся к элитарному искусству, неоднозначному, но всегда вызывающему интерес.
Гравюра Эшера «Водопад» —наиболее известное творение мастера, довольно часто цитируемое, причем иллюстрации с его изображением можно найти даже в математических учебниках. Примечательно, что сам Мауриц Эшер никогда не был блестящим знатоком точных наук, ни в юности, ни в более зрелом возрасте. Геометрия ему не давалась, как, впрочем, не давалось и рисование — по крайней мере, по этим предметам оценки он получал посредственные. Тем не менее способности к живописи у Эшера были. Впоследствии он закончил в Харлеме Школу декоративных искусств и вплотную занялся тем, что привлекало его больше всего: графикой, в частности, гравюрой на дереве, металле, линолеуме.
Картина «Водопад» выполнена в технике литографии — техники плоской печати, при которой изображение переносится с камня на бумагу. Эта работа была нарисована Эшером в 1961 году, когда художник уже не один десяток лет отдавал предпочтение созданию произведений, содержащих сложные геометрические фигуры. Гравюра же как способ получения изображения интересовала его с юности: некоторые исследователи творчества художника полагают, что любовь к созданию одинаковых оттисков и повторяющихся рисунков начала формироваться у него уже в то время.
Эшер Мауриц нарисовал свой «Водопад», взяв за основу треугольник Пенроуза — одну из основных невозможных фигур, о которых в 1958 году известный математик Роджер Пенроуз написал статью. Таким образом, Эшер, который никогда не был физиком или математиком, большую часть своей жизни был связан с этими науками и теми, кто занимался ими профессионально. Он сам говорил, что ему следует более считать себя ученым, чем деятелем искусства.
Описание картины «Водопад»
Искаженное пространство, сознательно нарушенная при изображении четких геометрических конструкций логика пространства — те особенности творчества художника, которые вызывали восторг у математиков всего мира и ценителей искусства. На них построен сюжет гравюры Эшера «Водопад» — при беглом взгляде неточности не слишком заметны, однако при более детальном рассмотрении проступает та самая «невозможная реальность», которую не в состоянии воспринять человеческий мозг. Следя глазами за линиями, увидеть, в чем именно заключается невозможность существования подобных конструкций, не получается, однако при рассмотрении всей картины в целом несоответствия очевидны.
На картине «Водопад» художник изобразил две башни, представляющие собой два соединенных треугольника Пенроуза. Между ними располагается мельничное колесо, которое приводит в движение, собственно, водопад. Предполагается, что колесо крутит вода, устремляясь вниз с самой верхней башни. Судя по рисунку, это же колесо направляет воду по кругу наверх, что невозможно, если учесть действующие законы физики. Картина «Водопад» иллюстрирует несуществующий вечный двигатель.
Что касается остальных деталей, то все они изображены с искажением перспективы. Башни, на первый взгляд, одинаковые по высоте, при тщательном рассмотрении таковыми не являются. Вся же плоскость, по которой течет вода, кажется то горизонтальной, то наклонной, в зависимости от направления взгляда.
Эффект невозможности гравюры «Водопад», гениального творения Маурица Эшера, усилен изображенными на ней реальными деталями. Дом справа внизу выглядит вполне обычно, если не считать причудливости архитектуры, в облике женщины также нет ничего странного. Удивительны только растения, расположенные в нижнем левом углу — по форме и размеру.
В настоящее время гениальное произведение находится в Гааге. Здесь расположен Музей Эшера, в постоянную коллекцию которого входят наиболее известные работы художника.